В прошлый четверг депутаты гордумы приняли в первом чтении бюджет города на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. Доходная часть бюджета в следующем году составит 5,269 млрд рублей и уменьшится по сравнению с бюджетом-2012 почти на полтора миллиарда.

Одновременно депутаты приняли обращение к губернатору и областным парламентариям о пересмотре нормативов отчисления налогов в пользу города, мотивируя это тем, что остальные меры пополнения муниципальной казны фактически исчерпаны.

В Гордуме всё спокойно

Основные показатели главного финансового документа Астрахани на 2013 год составят 5,269 млрд руб. доходов, 5,46 млрд расходов, дефицит - 191 млн рублей или 8,6%. В следующие два года, по прогнозам городского казначейства, дефицит бюджета будет уменьшаться и составит в 2014 г. 5% от общего объема дохода, а в 2015 г. — 2,5%.

Заседанию гордумы предшествовали жаркие дебаты в комитетах. Снижение доходной и расходной частей вызвало резкую критику ряда

депутатов. В мэрии объяснили это двумя факторами: тем, что ходе перераспределения налогов все большая доля от доходов, которые генерирует Астрахань, уходит в областную и федеральную казну, а также реальными на этот раз (а не «рисованными») цифрами. И на этот раз обошлось без дебатов. За главные составляющие парламентарии проголосовали практически единогласно.

Кроме того, депутаты гордумы поддержали предложение выйти с обращением к губернатору и областной думе с просьбой пересмотреть нормативы отчисления налогов в городскую казну.

50X50 и больше

По данным муниципального финуправления, доля доходов городского бюджета в общем объеме собранных на территории областного центра налогов постоянно снижается. Так, в 2010 году она составляла 34,2%, в 2011 году - 21,4%, в 2012 году - 13,3%. А в 2013 году городская казна должна получить всего 9,6% от налоговых доходов, собираемых в Астрахани.

Беспокоят народных избранников и планы ОАО «Газпром» по выкупу земельного участка, на котором располагаются мощности ООО

«Газпром добыча Астрахань» в Красноярском районе, что может перевести район из разряда доноров в дотационный. «По факту донором тогда останется лишь Астрахань. Красноярский район перестанет приносить прибыль и будет тянуть одеяло на себя, прося денег из областного бюджета, что в свою очередь увеличит нагрузку на городскую казну», — считает спикер городской думы Елена Симеонова.

Как считают депутаты, городская администрация «делает все возможное для увеличения собственных доходов бюджета». «Однако реально эти меры оказываются недостаточными для разрешения сложившейся ситуации», — пишут депутаты. И просят область пересмотреть нормативы отчисления налогов в пользу города.

«Предлагаем установить следующие нормативы отчислений в городской бюджет:

- налог на прибыль организаций (ставка) — 8,0%;

- дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц - 20,0%;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 100,0%;

- налог на имущество организаций - 50,0%;

- транспортный налог — 50%».

Просить не вредно

В настоящее время доходы от указанных налоговых сборов полностью поступают в областную казну, кроме отчислений от НДФЛ (сейчас город получает 13,9 % этого налога). С 2009 по 2012 год в муниципальную казну поступала и половина транспортного налога, однако с этого года, в связи с формированием регионального дорожного фонда, и он полностью ушел в область.

Как считают в гордуме, шансы, что обращение городских депутатов найдет отклик, потенциально есть. Областные депутаты пока успели принять бюджет региона только в первом чтении, поэтому конкретные статьи расходов еще можно отредактировать.

Как сообщили нам в областном Минфине, если такое обращение поступит, руководство области и профильное министерство будут обязаны его рассмотреть. Однако шансы на успех весьма сомнительны.

«Областной бюджет уже сформирован, готовится второе чтение. К слову, он, как и городской, весьма напряженный, — говорит заместитель министра финансов Астраханской области Олег Соколов. — Предлагаемые цифры завышены. Так, транспортный налог вообще целевой. Он полностью идет в дорожный фонд по указу президента. По распределению НДФЛ есть определенная методика расчета, о которой городские депутаты знают и даже участвуют в процессе».

Нынешнее «налоговое воззвание» города к областному руководству далеко не первое. При этом единственным удачным опытом можно считать только транспортный налог, который в течение двух лет наполовину доставался городу. Остальные инициативы оставались без положительного отклика. Так, в 2010 году гордума просила оставить Астрахани половину налога на имущество организаций, который полностью поступает в областную казну. Однако тогда депутатов не поддержали.

«Раньше наши подобные инициативы заканчивались катастрофически. Никто не обращал внимания на наши стоны. Было тяжело, мы брали кредиты. Сейчас не можем этого делать, поэтому и обратились, хотя особых иллюзий не питаем, — поясняет Елена Симеонова. — Единственное, чего нам удалось добиться, — выделения 100 млн рублей на ликвидацию ветхого и аварийного фонда. В частности, мы ежегодно планируем отселять по два общежития».

Тем временем на минувшей неделе в интервью одному из телеканалов губернатор региона Александр Жилкин заявил, что в ближайшее время соберет чиновников мэрии и депутатов городской думы и «научит их тому, как можно увеличить доходы областного центра».

Ксения Яваева,

"Горожанин" № 48, 05.12.12.