Советский религиозный самиздат – записка святителя Афанасия Сахарова «Даты и этапы моей жизни». Краткая автобиография. Несколько страничек, заполненных так:
- Арестован и препровожден… Освобождён…
- Арестован… Показательный суд… Приговорён…
- Арестован… Приговорён …
И так 37 раз (!).
Краткий итог:
«27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца».
И вынес он их так, как мог вынести только человек, полностью, всем своим существом предавшийся Христу. «…Предаюсь воле Божией: если иногда временами скорблю, но не унываю, если иногда изнемогаю физически или нравственно, но не отчаиваюсь, никогда, с Божьей помощью, не ропщу…» – он писал эти строки на Беломорканале, в страшной атмосфере, изнуренный постоянным кашлем, в пятьдесят лет признанный даже лагерными медиками инвалидом, обобранный до нитки уголовниками, лишенный не только священных книг, но и любого чтения, хоть газет…
Один священник, заключённый в лагерь, вспоминал, как он, трепеща, перешагнул порок барака: в синеве табачного дыма плавал страшный мат, стучали костяшки домино, а сидевший по-турецки на нарах владыка Афанасий тут же бросил новоприбывшему: «глас такой-то… тропарь…»; посреди этого ада он ежедневно совершал Богослужение. И при этом в его письмах рефреном: «я, по Милости Божией, здоров, сравнительно благополучен и, как всегда, благодушен…».
Борис Якеменко