Постановление альтернативного правительства Астраханской области.

О проведении работ по уточнению влияния попусков Волжской ГЭС на обводнение Волго-Ахтубинской поймы, Западных подстепных ильменей и нерестилищ дельты реки Волги.


Режимы работы Волжской ГЭС от имени государства определяет Межведомственная оперативная группа по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада (в дальнейшем – МОГ). Энергетики без согласования с МОГ сколько-нибудь существенно изменить объемы попусков не могут.


В свое время организации, связанные с крупнотоннажным судоходством, предоставили МОГ доказательства о необходимости введения режима меженных специальных попусков (режим превышения объемов сброса Волжской ГЭС над общим стоком реки Волги). В результате, в период летне-осенней межени из водохранилищ Волжско-Камского каскада гидроузлов для нужд крупнотоннажного судоходства расходуется более 20 куб.км воды, что существенно сокращает объем паводка будущего года.


Подавляющее число юридических и физических лиц Астраханской области обоснованно не удовлетворено объемами и режимами сброса воды Волжской ГЭС в период весеннего половодья, то есть решениями, принимаемыми МОГ. Однако МОГ интересуют не эмоции, а цифры. К сожалению, документально подтвержденных и актуализированных на настоящий период данных о влиянии (в цифровом и графическом исполнении) интенсивности сбросов воды (куб.м/сек.) через створ Волжской ГЭС на обводнение Волго-Ахтубинской поймы, Западных подстепных ильменей (ЗПИ) и нерестилищ дельты реки Волги в МОГ не представлено.


В настоящее время считается, что:

  • сельскохозяйственная полка (обводнение не менее 30% территории поймы) обеспечивается попусками Волжской ГЭС в пределах от 25 000 до 27 000 куб.м/сек.
  • ​ рыбохозяйственная полка (поддержание поймы в обводненном состоянии) обеспечивается попусками Волжской ГЭС в пределах от 12 500 до 15 000 куб./м сек.

Однако Альтернативному правительству Астраханской области не удалось найти источник, который изначально обосновал бы эти цифры (первоисточник). Все, что удалось найти - это годами (десятилетиями) дублирование указанных цифр без их подтверждения и актуализации.


Для научно-обоснованного расчета потребности экосистемы низовий Волги в воде в паводковый период необходима информация о дне (конкретная дата) начала обводнения речной долины (выхода основных водотоков из берегов, поступление воды в ЗПИ, вскрытие отшнурованных водоемов, обводнение нерестилищ и т.п.) по всей длине Волги и ее основных рукавов.


Получить исходные сведения можно только от жителей населенных пунктов (сел, станиц, поселков, хуторов, турбаз и пр.), расположенных на берегах водотоков. Безусловно, сведения будут противоречивыми. На взгляд одного человека – обводнение поймы началось еще вчера. Другой считает – что только сегодня. Однако математико-статистическими методами всю поступившую информацию можно обработать и построить модель, позволяющую максимально эффективно обводнить низовья Волги в любой по своей водности год.


Катастрофические последствия паводка 2015 года – это результат отсутствия моделей обводнения поймы в маловодные годы. В частности, если бы в 2015 году паводка не было бы вообще, то ущерб экосистеме низовья Волги был бы меньше. По крайней мере, была бы сохранена жизнь тысячам тонн рыбы, которая зашла на нерест на мелководье и там погибла. Однако решение об «отмене» паводка не было принято. Причина не принятия адекватного ситуации решения (неспособность принять эффективное решение в стрессовой ситуации, недостаточная квалификация, вредительство или иное) – не важны. Главное – исключение подобных ситуаций в дальнейшем. Но для исключения ситуаций, подобных весне 2015 года, требуется информация о динамике обводнения поймы в период паводка.


На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 15 (часть 1), 18, 29 (части 1 и 3), 32 (часть 1), 33 и 34 (часть 1) Конституции РФ Альтернативное правительство Астраханской области


постановляет:


1. Просить жителей сельской местности Астраханской области, руководителей сельских (поселковых) муниципальных образований, ФГБУ «Севкаспрыбвод», ФГБУ «Управление вододелителя и нерестилищ», ФГБНУ «КаспНИРХ», руководителей рыболовно-туристических баз сообщить по электронной почте 21(собака)priroda-ao.ru​

  • место (наименование населенного пункта или географические координаты) наблюдения;
  • ​ дату начала обводнения речной долины в указанном месте в период паводка 2016 года.

2. Просить ФГБНУ «КаспНИРХ» и ОО АО «Природоохранная дружина» независимо друг от друга на базе поступившей информации построить модель (набор сценариев), позволяющую максимально эффективно обводнить низовья Волги в паводковые периоды будущих лет.


3. Просить средства массовой информации (газеты, Интернет-ресурсы и телевидение) опубликовать или иным способом довести до сведения заинтересованных лиц, в первую очередь до населения Астраханской области, содержание настоящего постановления.


4. Просить губернатора Астраханской области А.А.Жилкина и председателя Правительства Астраханской области К.А.Маркелова поддержать настоящую инициативу.


ВРИО председателя Альтернативного правительства Астраханской области Д.П.Марков