Время неумолимо накидывает дни на календарь людских жизней. С Астраханского Кремля осыпается побелка – скоро он станет красным, аки «московский товарищ». Осень сдала пост астраханской зиме и иногда кажется, что у нас вместо осадков сразу выпадает грязь.

В хороводе не богатых на сенсации в нашем городе событий, почти в самом центре Астрахани, незаметно существует «Заповедник Камыша». От Жилгородка до Татар-Базара огорожен он бетонными латами.

Всем не хватает пространства в жизни. И каждый свое Liebenstraum добывает сам: делают незаконные пристройки к пятиэтажкам, убивают алкашей и присваивают их хаты, на стоянке выбирают лучшие места для своих авто, покупают землю под магазины и киоски - в местах, где не то, что киосков – рекламы не должно быть. Кто как может…

А на огромном куске земли нет НИЧЕГО (несколько ветхих домов не в счет). Там даже свалки не получается. Для чего нужен этот заповедник? Я много раз задавал себе этот вопрос, бродя среди камышей с бутылкой (которой по счету) пива в руке. Это не аэродром - и даже спортивный клуб каких-нибудь автомоделистов сделать не получится, дома кругом (сделать-то можно, но раз в неделю будет случаться «11 сентября» в радиусе километра от клуба).

Может, оставили место под памятник? Более правдоподобно, но кому? За последние 13 лет у нас в стране кроме Басаева и «Фабрики звезд» героев не было (а они безусловно герои – столько эфирного времени в СССР уделяли разве что летчикам-испытателям, космонавтам и ветеранам Великой Отечественной…). В общем, все путано и непонятно. Этот «Заповедник», как чемодан без ручки – нести тяжело и выбросить жалко. Раньше рядом с Заповедником стоял наш местный Колизей, ныне торговый дом «Астор». Году так в 2000 я взорвал там гранату… Весело было: шум, гам, толпа бежит. Думал, меня менты пасли и сейчас винтить будут, а то оказались бомжи. Местные гладиаторы – жители Колизея. Теперь там не то.

Наружное оформление тюрьмы «Белый Лебедь» - это просто Диснейленд по сравнению с феодально-ледяной глыбой «Астора». Можно привезти еще кучу всяких вариантов, но и так понятно, в чем вся соль – в «Асторе». Именно это заведение, как мне кажется, блокирует все попытки сдвинуть с мертвой точки вопрос Заповедника.

Жильцы оставшихся домов стали заложниками – это наш Ватикан местный. Их бетонными латами сковали, оставшихся жителей и дома. Раньше там целый район ведь был. А потом какая-то ерунда началась и дома сносить начали, довольно успешно. Заповедник – это их Сталинград. «Астор» переселил их удачливых соседей в квартиры, а их – нет. Им ничего не осталось, как поднять знамя Сопротивления. «Астор» - это безусловно Израиль, в то время, как Заповедник – Палестина. У них своя война на самом деле. Не верите – погуляйте по Заповеднику с бутылкой-другой пива. На отметке 1,5 л вы представляете себя танкистом или, на худой конец, палестинским гранатометчиком.

В прицеле: «Астор».

Два выстрела из гранатомета – легкая контузия. В ушах звон. Под ногами камыши хрустят, но хруста не слышно – уши заложило и ощущение, когда на истребителе штурвал на себя (это даже лучше, чем зарплату получать!). Нормально?

А для людей эта эстетика стала обыденной, как жажда секса. Видимость жизни в Астрахани – профанация. Противостояние «Астора» и «Заповедника» продолжается. Ходите в «Заповедник» - там вы заново родитесь. Поймете бренность существования. Можете заняться любовью в камышах.

А для тех, кто не волевой – насобирать бутылки из-под пива от совокупляющихся парочек-троечек. В бутылки масло и бензин и…. ОГОНЬ! ОГОНЬ!

Ты больше не серая масса – ты солдат, вшивый, грязный, но довольный. Ведь в руке – коктейль Молотова, а перед тобой твой Рейхстаг!

Яков Вилков,

"Факт и компромат" № 5, 09.02.2005 г.

P.S. Спустя несколько лет, после выхода этой публикации, на данной терртории был построен торговый центр "Алимпик".