В продолжение материала (начало здесь) про сетевые гипермаркеты города Астрахани нам хотелось бы более подробно поговорить о том, какие именно продукты в них стоит выбирать особенно внимательно.
В различных передачах по ТВ, в интернете, да и от простых людей часто можно слышать о том, что ни в одном магазине не стоит покупать нарезанные сыры, колбасы. А уж к рыбе многие вообще близко не подходят.
Нюансы о сыре, рыбе и колбасе разъясняет наш эксперт по торговле сетевых гипермаркетов Михаил Лачугин: «Для начала я бы не советовал смотреть программы особо «умных» журналистов с Первого канала и НТВ. Сам этот бред смотрел, даже смешно было. Тут надо понимать, что все эти передачи делаются лишь для одного – для рейтинга. Может там кто-то и хочет донести полезную информацию до потребителей, но учитывая то, как построены сюжеты, это для них дело десятое. А вот рейтинг – это важно. Чем выше рейтинг, тем дороже реклама. Причём доходит порой до абсурда, когда в рекламных блоках, вставленных в одну из таких программ, рекламируется тот самый продукт, о котором только что рассказывались «страшные» подробности.
С точки зрения закона они чисты. То, что они показывают, имеет место быть. Но они наглым образом обманывают телезрителей, делая обобщения. То есть, берётся какой-то один магазин некой, очень бюджетной сети. И про него снимают «фильм ужасов». А потом выставляют это так, будто такое положение дел везде одинаково.
В интернете тоже много всего того, чего нет на самом деле. Но давайте лучше я скажу, что действительно есть.
По поводу сыра. Не советую покупать тот сыр, который нарезан и расфасован в магазине. Это ко всем сетям относится. Зачастую бывает так, что нарезка сыра происходит в грязном помещении, грязными руками. Причём режут сыр все сотрудники подряд, хотя это неправильно – должен быть один человек, отвечающий сугубо за сыр. Но в связи с постоянными оптимизациями персонала, это правило редко выполняется. К тому же, я в предыдущей статье говорил о том, как у нас делают санитарные книжки. Делайте выводы… Не собираюсь никого пугать, но подумать стоит. Я сам всегда беру только сыр в заводской упаковке.
То же самое можно сказать и о колбасе. Тем более не стоит покупать всевозможные нарезки, сделанные в магазинах. Туда, как правило, нарезают не самую свежую колбасу или сыр. Тоже берите такие продукты в заводской упаковке.
Что касается рыбы, то с ней как раз всё не так плохо. Хотя бы потому, что за рыбой следят довольно тщательно. И если хоть малейший запах появляется, то её утилизируют. Поэтому, в случае с рыбой, я бы наоборот посоветовал брать свежую, а не в заводской упаковке, которая может быть тухлой. Крупные предприятия рыбопереработки уже давно научились маскировать неприятные запахи рыбы».
Михаил, а что можно сказать об овощах-фруктах в торговых сетях?
М. Лачугин: «Хорошо, что затронули этот вопрос. Пока ничего хорошего сказать нельзя. В Астрахани с этим беда. Опять же, у всех. Те два поставщика – «Скайс» и «Фрукттерминал», которые работают с сетями, сегодня не могут обеспечить нормальное качество фруктов-овощей. Я не буду вдаваться в подробности того, почему с сетями работают именно эти компании. Могу предположить, что кто-то за них очень хорошо просит. Потому что больно смотреть на ту продукцию, которую они поставляют в магазины. Там более половины всего просто перекупается в других местах: Азербайджане, Иране… Поэтому советую как можно меньше покупать овощей-фруктов в магазинах. Пока этот вопрос, увы, не решён. Покупайте на ярмарках или рынках. Там лучше».
Ещё одним из актуальных вопросов, который волнует многих, остаются акции и скидки в магазинах. Бытует мнение, что по низким ценам распродаётся некачественный и просроченный товар. Это так?
М. Лачугин: «Нет, это не так. Если вы приходите в магазин не перед Новым годом, то можете смело покупать то, что по акциям продаётся. Перед Новым годом, да, бывает именно просрочка. В предпраздничной суете люди всё подряд хватают. Этим и пользуются сети. А в любое другое время акции безобидны. Для того чтобы это понять, надо знать механизм проведения акций или скидок. Магазин то ничего не теряет. За всё платит поставщик, которому хочется повышения продаж того или иного своего продукта. Но даже если цену снижает сам магазин, он и в этом случае не теряет ничего. Потому, что снижая, к примеру, цену на колбасу со 150 рублей до 135 рублей, на все остальные колбасы этого вида цена немного повышается. И всё, всем хорошо, все счастливы. На самом деле таких механизмов великое множество. Я привёл лишь самые простые.
И продукты, которые продаются по акциям - нормального качества и сроков. Хотя на сроки всё же смотрите. Но этот совет вообще всегда актуален. Не только при акциях».
Михаил, не можем не затронуть ещё один достаточно глобальный на региональном уровне вопрос о взаимоотношениях торговых сетей с местными производителями. Например, министерство экономического развития считает, что местная продукция недостаточно представлена в магазинах. Руководство же самих торговых сетей считает, что далеко не все местные производители заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с ними, а также недовольно тем, что местные слишком много всего хотят, скажем так, «на халяву».
М. Лачугин: «Я тут, пожалуй, больше поддержу руководство магазинов. Просто потому, что видел несколько примеров того, как местным производителям ничего не надо. Например, одна птицефабрика в районе области как бы хочет работать с одним из крупных магазинов. Но у фабрики нет ни упаковки, ни транспорта. Кроме этого, руководство этой фабрики даже не может назвать точных объёмов производства продукции. И как прикажете с ними работать? На слово им верить, что транспорт они найдут и узнают объёмы? А если нет? Если магазин заключит с ними договор и откажется от услуг кого-то другого, а они подставят магазин?
Ещё наши чиновники очень любят говорить о качестве местной продукции. Но это тоже не совсем правда. Есть предприятия, которые действительно делают всё качественно. Если редакция пропустит, то я даже их назову: «Астраханские деликатесы», «Карон», «Пиканта». Мне их продукция нравится. А есть и те, кто мало того, что делает непонятно что, но ещё и обманывает потребителя, указывая на упаковках неверную информацию. Яркий пример – «Молокозавод Володарский».
Многие местные бизнесмены не понимают, что работа с сетями – это очень кропотливый труд, который не сразу может дать результат. Для этого надо постараться, вложиться в упаковку, нанять мерчандайзеров, провести какие-то промо-акции. Чтобы люди хотя бы узнали о новом товаре. Но кто это делает? Единицы.
Так зачем магазину отказываться от работы с птицефабрикой из Ставрополья, к примеру, которая и сроки чётко соблюдает, и объёмы знает, и качество продукции которой высокое, в пользу местной фабрики, о которой я сказал выше? Только из-за того, что она местная? Но этого мало. Где качество, где заинтересованность в работе, где менеджмент хороший, где логистика? Нет этого.
Хотя надо отметить, что стремление нашего минэка и департамента торговли сделать так, чтобы в гипермаркетах Астрахани было представлено как можно больше местных товаров, хорошее. Вот только надо бы сначала разобраться с теми, кто поставляет свой товар в сети по блату и знакомству, а потом уже тянуть туда остальных. Отчётность – это для них важно. А покупателю важно качество продуктов. Астрахань пока не всегда может похвастаться качеством. Вот с этого и надо начинать глобальную работу по увеличению местного ассортимента на прилавках. А насаждениями ничего не решить.
Кирилл Анапин,
"Факт и компромат" № 34, 04.11.12.