Правила астраханского тона
Разбирая архивы, нахожу жёлтую трёхкопеечную тетрадь в клетку. На обратной стороне таблица Пифагора и какая-то неведомая мне тайнопись из цифр и украинского языка. А на обложке бабушкиной рукой: «КАК СЕБЯ ВЕСТИ».

Открываю, и – о, боги! Заголовок: «Беседа о хорошем тоне, прочитанная Волковой в высшей дипломатической школе». И я начинаю вспоминать...

Ялта, середина восьмидесятых. Туда нас стали «ссылать» ещё с 1979 года... Размещались мы с комфортом у людей, с которыми у моего деда были дела. Они были обязаны ему за устроенные судьбы своих детей или за непосредственно личное повышение квалификации. В центре Ялты располагался рыбокомбинат, а это значит, что таких людей было много.

Поначалу мы жили на горе у очень пронырливой женщины Лиды – главного инженера комбината. У неё был крутой холодильник с отсеком для стакана на дверце и великолепные массандровские вина лились оттуда рекой. А ещё она жарила камбалу. Не ту, которая сейчас лежит на чешуйчатом льду (кстати, тема диссертации моего дедушки), а настоящую черноморскую, с жиром вокруг костяных уплотнений на хрустящей и блестящей кожице. Ещё подавали копчёную барабульку.

Одним словом, жила Лида и её семья хорошо и весело в своей новой квартире, играя по вечерам в карты (я, благодаря бабушке и теплоходным круизам достаточно хорошо разбиралась в мастях и взрослые брали меня в игру). У нас был пропуск на пляж Дома актёра, где Пуговкин – сосед по лежаку, кумыс и невероятное мороженое! Непременно новая шляпа каждый сезон. О, божественные пирожные, башенки из белкового крема на песочном печенье со сладким рубином сверху, что продавались в кафетерии за рынком, где ракушечные бусы менялись на броши-бабочки из цветного капрона на проволоке или заколки-бантики, а позднее – «бананы» (в зависимости от кустарной пляжной моды). О, ялтинская набережная с неизменным аттракционном-осьминогом напротив почтамта!.. А потом, за фонтаном, чуть в глубине – блинная, там подавали блины с вареньем из лепестков роз. И кипарисы... И магнолии... И мы на фотографии в пластиковом батискафе, с бабушкой в цветастых платьях на фоне ялтинских грибов-козырьков!

Однако вернёмся к тетради! Так, пожив несколько лет в семье бой-бабы Лиды, мы по неведомой мне причине переселились к другим дедушкиным протеже. Они были не такие весёлые, но жили сразу за кинотеатром «Сатурн», что на площади перед «Домом Торговли», в самом центре – и никаких подъёмов в гору. Такая поздняя «сталинка», ранняя «хрущёвка». Салат из свежей капусты и молодая картошка в укропе со сливочным маслом, да под привезённую нами осетринку!
Хозяйка была по-мещански замученной женщиной: борщи – внуки – гулящий муж. Хозяин был авантажнее, похожий на актёра Анатолия Васильева, любящий пропустить рюмочку – мужчина по имени Роман. Их дети учились у дедушки и они терпели нас года три-четыре.
Но самым ценным экспонатом в их семейке была старушка! Не помню, как её звали и была ли она маменькой Романа или его тёщей, но это была ещё та штучка! Сразу, с первого же нашего приезда, она возненавидела меня. Называла ужасным ребёнком и очень сочувствовала моей бабушке, в которую влюбилась с такой навязчивой, акцентированной подробностью. Бабка была практически слепа, у неё были отдельные апартаменты, куда она заманивала мою Женю и никак не могла запомнить её сложное отчество, зовя её Касьяновной! Я раздражительно исправляла бабку, но она фильтровала меня как тюльку сквозь свою крупную сеть очарования, куда попадались только значительные фигуры.

Я уже была достаточно сообразительной и хорошо знала город. Так что как только хозяйская бабка ловила мою для бесед, я шла в «Сатурн» на «Большую прогулку» по десятому разу или на променад по набережной. Хозяйская старушка видно, непростой была. И надиктовала она Евгении Лукьяновне эти правила хорошего тона, по которым, я предполагаю, меня и должны были поднатаскать! Итак, некоторые моменты из тетради:
  • Нужно стараться не выделяться (понятное дело, дипломаты-шпионы!)
  • Косточки от компота выбрасывайте на ложечку, а затем на блюдо или тарелочку от хлеба (полезное уточнение!)
  • Ножом не полагается резать котлету, яичницу – если она с ветчиной, то можно! (я без ножа – никуда!)
  • Ни в коем случае нельзя жестикулировать ножом и вилкой (есть же такие эмоциональные люди!)
  • Очень важно одеваться со вкусом (совет на все времена!)
  • Особенное внимание в своём туалете нужно уделять шляпе, перчаткам, обуви (святое правило!)
  • Для дамы нужно уметь хорошо аккуратно завязывать вуалетку (жаль, что теперь этим советом можно воспользоваться только на маскараде или на помпезных похоронах)
  • Мужчина, если хочет, целует руки в перчатке. Если у него более близкие отношения с дамой, он может поцеловать руку, отодвинув перчатку (мило!)
  • Руку надо подавать в последний момент, когда здороваешься, а не идти с протянутой рукой (сцена из советской киноленты!)
  • Когда мы бываем в обществе, мы часто не знаем, куда нам положить руки. Что с ними делать? Нужно просто о них не думать! (гениальное правило, и не только для рук!)
  • Считается признаком хорошего тона: если вы не доедаете – не следует вылизывать тарелку (страшно представить!)
  • Можно ли сидеть нога на ногу? Можно. Но сидя с дамой – нельзя! (ну, это вообще не применимо на практике!)
  • Дамы могут пить вино и водку, что угодно, но нужно пить красиво и в меру! (стараемся!)
  • В момент пожатия руки дамы мужчина не шаркает ногами, а просто приставляет левую ногу к правой (это что-то белогвардейско-восхитительное!)
  • В чужом доме мужчина не может пригласить даму, которой он не представлен (сложно всё!)
  • Женщина может пригласить мужчину, только если он её хороший знакомый (с ними бывает не так весело!)
  • Мужчина всегда должен подавать даме пальто, но она обязательно должна благодарить, не считая, что это его долг (доброе слово и кошке приятно, не то что мужчине!)
  • Когда пьёте чай, старайтесь не оставлять ложку в стакане (это самое важное правило!)
  • При еде нельзя хлебать с ложки или производить другие звуки, чавкать (похоже, что в высшую дипломатическую школу прям шариковы попадали!)
Ялтинская бабка подарила Жене статуэтку ЛФЗ «Мальчик с виноградом», попросив не давать мне, так как непременно её разобью (ничего, пока цела!). Ещё она писала бабушке стихи, и каждый раз провожая нас на пляж, она стояла на лестничной площадке и осеняла крёстным знамением. Я её передразнивала – душевной девочкой росла! Очень жаль, что не помню имени этой крымской розы, только общие черты, детали... И как она на ощупь набирала цифры на большом зелёном дисковом телефоном аппарате...

Вывод: в Крыму хорошо всегда, чей бы он не был! И да – хорошие манеры! Это великая редкость в наши дни! Казалось бы, мелочь, которая может выдать человека с потрохами! Недавно я наблюдала, как взрослый мужчина ел отбивную ложкой, хотя на столе были все приборы! Или не подать руки своей спутнице, выходя из транспорта, не придержать дверь за собой! Не сочтите за старческое брюзжание, но как же приятно видеть, когда внешнее проявление этикета демонстрируют внутреннюю человеческую организацию и достоинство!

Отрадно замечать, что совсем юные молодые люди в нашем городе ведут себя гораздо изысканнее, чем многие озлобленные на жизнь их старшие товарищи. Некоторые приезжие отмечают, что астраханцы в общей своей массе довольно таки мрачный народ, а каждый в отдельности, за столом или в компании – просто душка! Так ли это? Будем продолжать исследование!

Юлия Жук, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №16 (726), 2017 г.