Если внимательно изучить и проанализировать пресс-релизы регионального Следственного управления СК РФ, а также облпрокуратуры , то приходишь к неутешительному выводу: в правительстве Астраханской области и его министерствах к исполнению требований действующего законодательства относятся, мягко говоря, спустя рукава.

Правоохранительные органы то и дело пресекают творящиеся в областном правительстве нехорошие вещи, иногда возбуждая дела, чаще административные, но бывают и уголовные. Ещё как бывают!

7 лет и все - условно!

Попадаются и «прокалываются» чаще именно там, где пахнет живыми, сложно контролируемыми деньгами. Лидируют областное министерство имущественных и земельных отношений, а также министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Руководство первого госучреждения в лице министра Н. Поповой, как известно, в прошлом году было осуждено дважды (!) - в первом уголовном деле речь шла о попустительстве при сдаче в аренду морского причала по цене, почти в четыре раза меньше рыночной. Глава облминимущества попалась ещё и на незаконной продаже портового оборудования крана и дизельного погрузчика, не имея на то вообще никаких прав. В обоих случаях речь идёт о миллионах и десятках миллионов рублей. Наказанием оказался условный срок, даже без штрафа.

По второму делу бывшая подчинённая премьер-министра К. Маркелова также была условно осуждена. Отзывчивая и добрая министр организовывала «аукционы» на землю, в которых побеждали её «знакомые».

В сумме по двум «уголовкам» экс-министр схлопотала 7 лет. Условно, разумеется. Пока г-жу Попову (которые подозревали ещё и в получении взятки) никто из её бывших коллег по астраханскому правительству «переплюнуть» не ухитрился. Но ещё вечер, успеют!

За приговором дело не постоит

А недавно на арену уголовных разбирательств вышел ещё один бывший член правительства Маркелова облминистр ЖКХ Н.Яровой (ему, кстати, это не в первой; ранее он обвинялся в вымогательстве). У этого экс-министра есть целая плеяда подельников, часть из которых схлопотали сроки: тут, как полагается, фигурирует первый зам с родным братом (семейный подряд!), а также главный бухгалтер с двумя «предпринимателями». Тут не стали довольствоваться пусть даже и десятками миллионов. Присвоили сразу 117 миллионов бюджетных рублей! Воровать так воровать!

На первого зама, кстати, ещё одно уголовное дело было по фиктивным документам со своими «знакомыми» она получила 80 «лимонов» за услуги, которые никто никогда и никому не оказывал. Пока в облминЖКХ воровало начальство, их подчинённые тоже решили поживиться за счёт государства и его налогоплательщиков. Некие «должностные лица министерства» связались с неким предпринимателем и, подписав договор о фиктивных работах, умыкнули почти миллион долларов. Их тоже ждёт наш гуманный астраханский суд...

Список недобрых дел

Но и сейчас, после смены вышеназванных руководителей, возглавляемые ими ведомства, а также другие министерства астраханского правительства не дают отдыхать правоохранительным органам. Попова и Яровой уже не бюрократы, но наследие их живёт: прокуратура только и успевает следить за проделками министерских, вовремя пресекая их коррупционные и противозаконные потуги. Пока вроде удаётся.

Вот лишь краткий список мухлевания и правонарушений и наказаний за это.

Министерство ЖКХ Астраханской области:

- нарушены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ; наказания не было.

- совершено административно правонарушение, предусмотренное чч. 1, 2, 11 ст. 7.30 КоАП РФ («нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»); сотрудники министерства оштрафованы на 200 тыс. руб. (причём виновники до последнего не соглашались с наказанием, старательно, но без толку пытаясь обжаловать решение прокуратуры).

- поставление министерства о методике расчёта жилуслуг для сельских учителей региона судом признано противоречащим федеральному законодательству; наказания не было.

- были нарушены права частной компании; прокуратурой внесено представление министру.

- нарушен ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другое бюджетное законодательство; внесено представление председателю правительства.

Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области:

- прокуратурой выявлена коррупционная составляющая в действиях министерства имущественных и земельных отношений по предоставлению в аренду объектов государственного имущества; наказания не было.

- при переводе сельскохозяйственной земли под строительство турбазы нарушена ст.31 Земельного кодекса РФ; пойти прокуратуре навстречу и отменить соответствующее постановление облправительство отказалось и незаконное решение власть имущих было отменено лишь через суд выявлены факты нарушения закона при продаже приватизируемого государственного имущества; наказания не было.

- 3,2 млн. руб. из федерального бюджета, направленные на покупку квартир для сирот, не использовались министерством 1,5 года, чем было нарушен закон; внесено представление в адрес председателя правительство, направлены материалы на возбуждение уголовного дела по ч.1 ст.293 УК РФ («халатность»).

Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов:

- нарушено бюджетное законодательство при размещении заказов для государственных нужд; внесено представление, которое министр исполнять отказался, за что и был оштрафован мировым судом на 2 тыс. руб.

- принятым постановлением незаконно созданы необоснованные административные барьеры для бизнеса; прокуратура потребовала его отменить.

- выявлены нарушение при выдаче лицензий на право использования недр; к участию в аукционе на получение лицензий министерством допущены «Рога и копыта» - компания с 152 рублями на банковском счёте; внесено представление в адрес председателя правительства .

Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области:

- нарушен ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», созданы коррупционные факторы; внесено представление председателю правительства.

- чиновник министерства подписал акт выполненных работ, которые не были выполнены, причинён ущерб 2,2 млн. руб.; приговором суда чиновник был дисквалифицирован на 1 год за превышение должностных полномочий.

- у следственного комитета возникли вопросы по расходованию городской инженерной защиты от подтопления; велась проверка, наказания не было.

- УБЭП УВД по АО выявило в действиях министра признаки состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»); наказания не было.

Министерство образования и науки Астраханской области:

- постановление министерства нарушено действующее законодательство ? им министерство наделило себя полномочиями внеплановых проверок предпринимателей по любым основаниям в соответствии с одним лишь министерским приказом; на основании протеста прокуратуры в постановление были внесены коррективы.

Министерство экономического развития Астраханской области:

- нарушен ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с нарушениями выдавались лицензии на продажу алкоголя; 3 чиновника министерства привлечены к дисциплинарной ответственности.

Министерство финансов Астраханской области:

- нарушены сроки проведения ревизий, более 2/3 получателей средств из областного бюджета не проверялись; министру внесено представление.

Установлено также, что действующее законодательство нарушалось министрами сельского хозяйства, здравоохранения, социального развития и труда. Этим и другим министрам выносились предупреждения с о недопустимости нарушений закона, но воз и нынче там.

Ещё раз повторимся, что список нарушений, опубликованный выше ? далеко не полный, и перечисленные в нём факты произошли лишь за последние 2-3 года.

«Ничего не вижу, ничего не слышу...»

Надо отметить, что прокуратура в представлениях в адрес председателя областного правительства К.Маркелова зачастую требует привлечь допустивших нарушения закона должностных лиц тех или иных министерств к дисциплинарной ответственности. О том, были ли они действительно привлечены к такому виду наказания не сообщается. А если учесть, насколько строптивы иной раз бывают подчинённые Маркелова, когда прокурорские выводят их на чистую воду, то в это наказание и вовсе не верится.

Ещё, к сожалению, не верится, что преступая закон, члены правительства Астраханской области и их нечистые на руку подчинённые, распиливая десятки и сотни миллионов, ни с кем не делились, пока обтяпывали свои делишки. Конечно, если делились, то мы с вами об этом вряд ли когда-нибудь узнаем. А если не делились, то, получается, руководство попросту не разбирается в людях, раз на ответственные должности каким-то чудом назначаются преступники бывшие, настоящие и будущие?

В любом случае пора делать оргвыводы, тем более, что губернатору лично известно о многих этих делах его об этом регулярно информируют органы. Или будем ждать новых уголовных дел?

Виктор Зоркий,

"Факт и компромат" № 25, 19.08.11.