Нестор Иванович Махно (1888-1934) известен всемирно как украинский политический и военный деятель, анархист, организатор и руководитель революционного и освободительного движения на юге Украины во время Гражданской войны 1918-1922 годов, профессиональный террорист-экспроприатор, антигосударственник. Но его пребывание в Астрахани был долгое время неизвестным широкому читателю в нашем регионе, да и в краеведческой литературе не освещается до наших дней. Моя задача - восполнить это белое пятно в нашем краеведении. Я старался по мере возможностей придерживаться принципов объективности и историзма, так как в истории, как и в других общественных и гуманитарных науках, чрезвычайно велика роль субъективного фактора.
Что побудило Н.Махно посетить Астрахань? Проследим его исторический путь.
Махно родился в большом богатом селе Гуляйполе под Екатеринославом (ныне Днепропетровск, Украина) в бедной крестьянской семье из 5 детей - сыновей. Дед Нестора «земли имел мало, а отец, чтобы прокормить семью, занялся скупкой и разделкой свиных туш для продажи владельцам мясных лавок в уездном городе Мариуполе». Судьба самого младшего ребёнка в те годы была типичной. Он рано испытал голод и нужду, начал работать ещё мальчиком в 7 лет: пас скот, потом батрачил, работал по найму в экономиях немецких колонистов и в имениях помещиков, чёрнорабочим на чугунолитейном заводе. Окончил церковно-приходскую школу с отличием. В пору революции 1905 года примкнул к "хлеборобам-анархистам". Участвовал в террористических покушениях на полицейских чинов и даже в ограблении почтовой кареты. Подвергался репрессиям (1906, 1907-1908, 1908-1917). В 1908 вместе с участниками нападения были схвачены и приговорены к повешению. Но так как в то время на момент совершения преступления Нестору до совершеннолетия (21 год) не хватало полгода, П.А. Столыпин подписал помилование. Поэтому смертная казнь была заменена бессрочной каторгой.
В Бутырской тюрьме Махно провёл настоящие «университеты» для овладения «идеями анархизма». Он научился писать стихотворения.
В 29 лет по амнистии в связи с Февральской революцией был освобождён из тюрьмы и вернулся к себе на Родину, в Гуляйполе. Там-то он начинал реализовать свою идею создания анархистской организации, пользуясь уважением в родных местах и почитаясь как видный революционер и политический заключённый. Махно становится не только руководителем местных анархистов, но и при их поддержке избирается председателем Крестьянского Союза, а затем и Совета крестьянских депутатов в Гуляйполе (август 1917 - январь 1918, 1919).
Между тем, в Астрахани после Февральской революции действовала группировка анархистов. Её история оказалась, однако, лакуной.
17 ноября 1917 в условиях формального безвластия и неустойчивого равновесия сил Астраханская Городская дума на заседании объявила о создании автономного независимого органа, которому должна принадлежать полнота власти в Астраханской губернии до образования новой власти, признанной большинством населения.
27 ноября этот орган называется «Комитетом народной власти» (КНВ) и по сути заменил Временный Губернский исполнительный комитет.
30 ноября 1917 окончательно КНВ сформировался. В его состав вошли по 5 представителей от Совета рабочих и солдатских депутатов, Совета крестьянских депутатов, один представитель от Союза профессиональных союзов, по одному представителю от каждой из пяти действовавших тогда в крае левых партий (большевиков, эсеров, меньшевиков, Бунда и Паолейцион), три представителя городского общественного управления, по одному представителю от казачьего полка, казачьей батареи и пехотного полка. Как видно, ни одного представителя организации анархистов в КНВ не было: он, вероятно, занимал выжидательную позицию.
Председателем КНВ был избран левый эсер А.С. Перфильев - председатель Совета рабочих и солдатских депутатов, товарищами председателя - эсеры А. Семёнов и Якиманский, секретарём - эсер Сигалов. Наряду с эсерами в КНВ вошли меньшевики Р. Аствацатуров (он же продолжал исполнять обязанности губернского комиссара Временного правительства), Абушелли, Коханов и другие. В работе КНВ некоторое время принимали участие большевики Н.Л. Веймарн, С.Х. Гольдберг, А.Е. Трусов и некоторые их единомышленники.
Тем временем, 4 января 1918 Нестор Махно отказался от поста председателя Совета, принял решение занять активную позицию в борьбе с противниками революции. Приветствовал победу революционных сил в Екатеринославе. Вскоре возглавил Гуляйпольский Ревком, состоящий из представителей анархистов, левых эсеров и украинских социалистов-революционеров. Был одним из руководителей национально-освободительного (1918) и социального (крестьянского, 1919-1921) движений на Украине.
На исходе января 1918 войска Центральной Рады были разгромлены Красной Армией, и она подписала договор о военной помощи с Германией и её союзниками.
Нестор «был страшно возмущен таким решением правительства Грушевского. Он кричал: "Эта банда дельцов собралась там, чтобы продать Украину, а народ бросить в неволю! Это измена!.." Немцы хлынули по украинской земле.
«Ни частям Красной Армии, ни махновцам было не под силу оказать должное сопротивление четко отлаженной немецкой военной машине».
Между тем, 25 января (7 февраля) 1918 в Астрахани после 14-дневного сражения была установлена Советская власть на фоне тяжёлых, кровопролитных боёв между бойцами 156 запасного полка, размещённого в Астраханском Кремле, на Селении, в других местах города, и хорошо вооружёнными казачьими полками, не принявшими Советской власти.
Против установления новой власти в Астрахани выступали анархисты, меньшевики, Белая гвардия из набежавшего в город контрреволюционного офицерства и сынков местной буржуазии, малочисленная социал-демократическая рабочая партия (большевиков). Только в революционных войсках около 300 человек было убито, 1800 ранено. Вокруг бывшего памятника Александру-Освободителю были захоронены 180 участников боёв. Впоследствии Махно увидел весь постамент от верхней площадки (пьедестал, с которого ещё в марте 1917 был сброшен монумент царя) до земли, где удалялись слова «Царю-Освободителю Александру II» и 4 орла, притом на площадке позже, в годовщину Октябрьской революции, была воздвигнута фигура рабочего с бомбомётом и ружьём в руках.
Поскольку астраханские большевики взяли на себя роль «вождя масс» в период январской борьбы за установление Советской власти в Астрахани, когда эсеры и меньшевики в благоприятный момент не сумели решительно покончить с игрой в коалицию и открыто установить диктатуру буржуазии и реакционного казачества, то в связи с этим анархистское движение региона, по всей видимости, оставило слабый след в эту борьбу.
Этими событиями было задержано становление органов милиции в Астрахани. После установления Советской власти Астраханский Губисполком назначил группу комиссаров, составивших Астраханский Совет Народных Комиссаров (первый Совнарком располагался у Полицейского моста, в доме Сергеева, ныне бывшей типографии «Волга»). Комиссаром внутренних дел был назначен Александр Христофорович Хумарьян (1875–1938).
В Астрахани и губернии старые полицейские органы были упразднены, их функции первоначально выполняли отряды Красной Армии и организации общественного порядка.
27 января 1918 на первом съезде Советов Астраханского края принят Декрет о передаче власти в губернии Советам депутатов, о национализации земли, фабрик и заводов, вод и водного транспорта. На съезде военным комиссаром был избран Мина Львович Аристов (1887-1942). Однажды по его приказу был расстрелян грабитель, «действующий в районе вокзала и причиняющий жителям много горя».
2 февраля 1918 крайисполком сформировал Астраханский Совет народного хозяйства. В него вошли представители Краевого Совета рабочего контроля, рабочей и крестьянской секций Совета, крайсофпрофа и специалисты, привлекаемые к работе с совещательным голосом.
9 февраля 1918 в Астрахани для подавления сил контрреволюции и уголовных элементов был образован наркомат по внутренним делам Астраханской губернии и создан Совет народных комиссаров губернии, а 20 апреля - Комиссия по контрреволюционным делам, но не как самостоятельный орган, а как составная часть революционного трибунала. Были ли анархисты в числе подобных элементов – задача будущего исследователя.
Полагаю, что новый период Астраханского анархистского движения начался с возрождением его организаций в условиях революций 1917-1918: Февральской и Октябрьской, а также Астраханского вооружённого восстания января 1918, что это был "период наиболее активного участия анархистов в политической жизни" Астраханского края, что в эти годы продолжалось «организационное оформление и идеологическое самоопределение анархистского движения», что свидетельствует об издании новой собственной газеты «Мысли свободных людей» с активной постановкой пропагандистской и издательской работы. Возможно, что анархистские группы существовали ранее разрозненно, лишь эпизодически занимаясь пропагандой своей доктрины. Только теперь эта газета ускорила их объединение.
23 февраля (7 марта) 1918 крайисполком сформировал новый состав Астраханского Совнаркома в количестве 15 человек, первое заседание которого состоялось 15 марта 1918.
В марте 1918, после переезда правительства Ленина в Москву, при Совете Астраханской губернии была образована Чрезвычайная Комиссия (ЧК) по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Это была одна из 40 губернских чрезвычайных комиссий. Она приуготовлялась для ликвидации саботажа старых чиновников в губернии и в городе Астрахани и для пресечения попыток свержения власти различными антибольшевистскими силами, а также для борьбы со спекуляцией и должностными преступлениями. Были определены функции и полномочия этого органа, как временной чрезвычайной специальной структуры. В Астрахани первыми сотрудниками ЧК стали вчерашние рабочие, крестьяне и солдаты, не имевшие профессионального опыта. При ЧК тогда же был создан вооружённый отряд, позже реорганизованный в батальон ЧК.
8 марта 1918 газета Астраханского Совета рабочих и крестьянских депутатов призывала «русский пролетариат и крестьян» к борьбе против «мира тунеядцев и коронованных разбойников».
Против Советского правительства в Астрахани активно выступали меньшевики и эсеры. В марте они выдвинули требование об отторжении губернии от Советской России и превращении её в краевую буржуазно-демократическую республику. Что сделали анархисты в этом плане – в краеведческой литературе это не освещалось.
Политическая обстановка в городе и губернии становилась напряжённой.
Кроме того, на территории губернии были образованы ЧК в армии, на железных дорогах и пограничной полосе. В структуре Астраханской губернской ЧК имелись отделы: борьбы с контрреволюцией; со спекуляцией; с преступлениями по должности; иногородний; железнодорожный, судоходный.
Тогда Махно стремится создать "крестьянскую вольницу" в родных местах, для чего начинает с ликвидации помещичьего земледелия и раздачи земли тем, кто её обрабатывал. Однако наметить подобные реформы ему не удалось, поскольку в марте 1918 после заключения Брестского мира началось продвижение немецких войск на Украину. С ними Махно своими силами бороться не смог.
Поэтому в начале апреля 1918 Махно вместе с группой соратников на своей родине создал вооружённый анархистский отряд - «вольный батальон» численностью около 200 бойцов. Бойцы «ходили в широких шароварах, подпоясанных красными кушаками, в длинных вязаных или плетёных фуфайках». Они носили «гранаты, револьверы за кушаком, пулемётные ленты крест-накрест». Нестор отправился в штаб Красной гвардии, чтобы получить оружие, и начал партизанскую борьбу с австро-германскими оккупантами и гетманскими властями. В ходе успешно проведённых боёв Махно проявил "недюжинные организаторские способности, талант военачальника и беспримерную храбрость", партизаны, по старой традиции запорожских казаков, избрали его "Батькой". В его отсутствие в ночь с 15 на 16 апреля в Гуляйполе произошёл националистический переворот. Одновременно отряд националистов внезапно напал на «вольный батальон» и разоружил его. Эти события застали Махно врасплох.
Спасаясь от немцев и войск гетмана Скоропадского, в Таганрог прибывали повстанцы вместе с частями Красной Армии. Все нововведения, сделанные Махно и его соратниками, кончились. В свои поместья вернулись старые хозяева и начали мстить тем, кто "сел" на их землю.
После отступления и расформирования «вольного батальона» Нестор Махно, со вторым братом Саввой Махно, Степаном Шепелем и ещё несколькими сподвижниками прибывали в Таганрог, где Нестор остановился, чтобы разобраться в обстановке. Здесь расположилось и украинское большевистско-эсеровское правительство. Анархистов в Таганроге было немало, в придачу там действовала местная анархистская федерация. В Таганроге, в присутствии махновцев, состоялась первая дискуссия о создании в Украине коммунистической партии. Собрались все более-менее значительные украинские вожди. Здесь Нестор Махно познакомился с Ворошиловым, Затонским, Полонским. Вожди приняли решение организовать в тылу врага повстанческую борьбу.
В Таганроге Махно принимал участие в работе конференции анархистов, проходившей в Доме федерации таганрогских анархистов. Решив ознакомиться с деятельностью анархистов в России, по решению конференции он должен покинуть Украину и в поисках союзников для этой борьбы совершить поездку по России, где в период до 1 июля проехать по маршруту: Ростов-на-Дону - Саратов - Царицын - Астрахань - Тамбов, чтобы замкнуть круг Москвой и вернуться в район Гуляйполя. Турне Махно по молодой Советской России «походило на разведку боем». Бывший каторжник, в свои 29 лет он впервые откроет эти замечательные города.
Вместе с группой товарищей (известные анархисты: Лёша Марченко, Петя Лютый, Боря Веретельник, командир вольного анархобатальона матрос Полонский, Гриша Василевский, Любимов, Семён Каретник) Махно прибыл на территорию России, где остановился в Ростове-на-Дону.
Ростовские анархисты издавали серьёзную еженедельную газету («Орган Донской Федерации анархистов-коммунистов») «Анархист» (её редактор А. Ревуцкий; до 22.10.1917 в Ростове-на-Дону вышло 11 номеров; в 1918 издавалась ежемесячно; закрыта Советской властью в апреле 1918 после разгрома ростовских анархистов). Но в первые же дни пребывания в Ростове Махно не нашёл этой газеты и не встретил никого из анархистской группы. Зато он купил другую информационную анархистскую газету под названием «Чёрное знамя» (она же издавалась ежедневно с конца апреля 1918, имела объём в 1/16 печатного листа, занимала пробольшевистские позиции), однако это издание прекратилось в начале мая 1918 в связи с захватом Ростова-на-Дону германскими войсками.
Он принимается за разработку предначертаний объединения всех разрозненных в России группировок анархистского движения, в том числе и астраханской группы.
Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, бакалавр психологии, отличник здравоохранения РФ, кавалер медали ордена «За заслуги перед Астраханской областью»
Продолжение следует
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 43 (603), 7.11.2014 г.