Российские международные отношения и их трактовку отечественными экспертами и наблюдатели проанализировал экономист Константин Двинский.
«У нашем информационном поле (да и на кухне) зачастую любят порассуждать, что кто-то в очередной раз предал Россию, воткнув нам нож в спину. То Китай, то Турция, то какая-нибудь Венесуэла. С недавних пор этот список пополнила Индия, которая то тормозит расчеты в национальных валютах, то якобы отказывается закупать нашу нефть.
Здесь каждому важно понять две простые вещи:
- Никто никому ничего не должен. России не должны ни Китай, ни Индия, ни Турция, ни кто-либо еще. Как и в обратную сторону. Россия также никому ничего не должна.
- Каждая страна действует исходя из собственных интересов. Если Индии выгодно покупать нашу нефть, она это будет делать. Если считает, что по новым условиям это уже не так выгодно, то пусть отказывается, её право. И это абсолютно нормальные торгово-экономические отношения.
Другое дело, что в текущей геополитической ситуации интересы Москвы, Пекина, Нью-Дели и многих других государств совпадают, но это не означает, что наши страны становятся закадычными друзьями. Таковыми могут быть лидеры государств. Например, между Владимиром Путиным и Си Цзиньпином, действительно, выстроены дружеские и доверительные отношения. Но что касается государств, то отношения постоянно меняются, иногда очень быстро. Так было всегда, и это абсолютно нормально.
Также важно отметить следующий момент. Выше я написал, что как Россия никому не должна, так и нам никто не должен. Однако здесь есть исключения. Это постсоветские государства, которые не так давно образовались на территории нашего естественного цивилизационного пространства. В отношении них, естественно, действуют другие правила.
Но вернемся к Индии.
Почему я в самом начале обратил внимание именно на нефтяной вопрос? Сейчас основу российско-индийской торговли составляют энергоносители. Это нефть и, в меньшей степени нефтепродукты и СПГ. Во многом на этой основе идет дальнейшее развитие всесторонних отношений между нашими странами.
Именно поэтому Запад раз за разом пытается подорвать взаимное доверие, вбрасывая информацию, что Индия то отказывается принимать корабли с русской нефтью, то не хочет за них платить в национальных валютах, то отказывает в одобрении страховки.
Есть ли проблемы в сотрудничестве с Индией? Разумеется, да. Раньше их было огромное количество, сейчас меньше. Однако это абсолютно нормальная история, когда при кратном росте торгового оборота и в условиях санкционного давления возникают определенные технические неполадки. Но главное – что они решаются и стороны заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Однако любая "мелочь" раздувается и представляется как стратегическая и непреодолимая проблема.
Из недавнего. Западные СМИ уже которую неделю жужжат, что Индия не принимает корабли с русской нефтью марки Sokol, которая добывается на Сахалине. Информационным поводом стало то, что наши танкеры, груженные нефтью, несколько дней простаивали у берега. Возможно там действительно возникли определенные технические сложности, связанные с оформлением документации или еще с чем-нибудь подобным. Но это не означает, что Дели внезапно начал срывать все официальные контракты и неформальные договоренности.
Официальным лицам приходится раз за разом опровергать тот бред, который публикуют западные СМИ. Так в очередной раз высказался министр нефти и природного газа Индии Хардип Сингх Пури: "Я думаю, что в интересах России продавать больше Индии. В интересах Индии покупать больше у России. Также в интересах международного сообщества, чтобы Индия покупала больше, потому что если вы не покупаете у России, то те же компании будут покупать нефть у стран Персидского залива и цена будет расти. Я не знаю о каких-либо серьезных проблемах [с оплатой поставок]. Если возникнет какая-либо проблема, она будет рассмотрена и разрешена".
Здесь же необходимо отметить, что в последние месяцы объем физического экспорта нефти в Индию, действительно, несколько снизился. С майского пика в 2,1 млн б/с до 1,55 млн б/с. Однако произошло это не из-за отказа индийских импортеров приобретать товар, а по той причине, что нашлись покупатели из других стран, которые согласились заплатить больше.
В общем, прежде чем кого-то обвинять в "ударе в спину", необходимо внимательно анализировать факты. И пример Индии является явным тому подтверждением».