На прошлой неделе в мэрии подвели итоги очередных конкурсов на обслуживание пассажирских маршрутов. Из десяти конкурсов состоялись только три, семь признано несостоявшимися, а договоры на право пассажирских перевозок получили единственные претенденты.

Несмотря на это, в мэрии отмечают, что предприниматели стали намного активнее участвовать в конкурсах. Сами же перевозчики придерживаются альтернативного мнения.

Конкурсное движение

Как уже писал «Горожанин», конкурсы на обслуживание пассажирских маршрутов проводятся мэрией в рамках внедрения новой маршрутной сети, которая подразумевает частичную замену «Газелей» на автобусы большей вместимости, а также повышение безопасности пассажирских перевозок и ответственности перевозчиков. Поначалу астраханские предприниматели встретили эту инициативу в штыки. Мэрии пришлось неоднократно переносить сроки первых конкурсов из-за того, что перевозчики по сути игнорировали их. «Наблюдались случаи, когда на ряде маршрутов, где проводился конкурсный отбор претендентов, вообще не поступали заявки участников», — говорит начальник управления городского транспорта и пассажирских перевозок Евгений Ковалев.

На последних конкурсах также не наблюдалось ажиотажа — семь из десяти не состоялись по причине единственного претендента. Только на трех маршрутах можно было наблюдать конкуренцию. Тем не менее, отмечает Евгений Ковалев, активность перевозчиков по участию в проводимых конкурсах заметно повысилась.

Впрочем, последние десять конкурсов не относятся к «глобальным» — как пояснили в управлении, речь шла о доборе перевозчиков на места, освободившиеся в связи с расторжением договоров либо с тем, что перевозчики сами покинули маршрут. Поэтому в извещениях о проведении конкурсов было заявлено от одной до трех единиц транспорта, выставить которые не составляет труда даже для мелких перевозчиков.

«Омни-транс» — это раз...

Сложности начинаются, когда речь идет о «глобальных» конкурсах. Сегодня почти на всех маршрутах работает по несколько перевозчиков, имеющих в распоряжении от одной до нескольких «Газелей». Соответственно, считают в мэрии, ответственность размывается, а следить за порядком на маршруте (соблюдением графика, интервала движения и т.д.) очень сложно.

Путем проведения конкурсов в мэрии намерены привести маршруты к единому знаменателю: когда один маршрут обслуживает один, максимум два перевозчика, соответственно, они и несут полную ответственность за порядок и соблюдение требований договора. Такие примеры уже есть: в марте этого года в результате конкурсов сменился перевозчик на маршрутах №№ 1с, 63с, 64с — вместо массы мелких предпринимателей право на их обслуживание получило ООО «Омни-Транс». Впрочем, как уже писал «Горожанин», недовольные таким раскладом владельцы «Газелей» до сих пор судятся с мэрией и продолжают курсировать на линии параллельно с автобусами «Омни-Транс».

В настоящее время объявлены конкурсы еще на 17 городских маршрутов. Правда, на 16 из них тоже добирают по одной-две машины. Только на маршруте №2с заявлено два лота на девять и восемь единиц транспорта. Найдутся ли участники? «В связи с проводимыми конкурсными мероприятиями появился ряд новых перевозчиков с новым подвижным составом, — говорит Евгений Ковалев. — Наглядным примером является компания «Омни-Транс», поставившая на регулярные муниципальные маршруты 70 единиц автобусов категории МЗ класса 2 (средней вместимости)». Впрочем, информацию о том, есть ли другие претенденты, готовые выставить необходимое количество транспортных средств, в мэрии пока не разглашают.

От пяти до трёх, от года до пяти

Между тем, большая часть астраханских перевозчиков намерена и далее игнорировать конкурсы, причем из принципиальных соображений. «Мы считаем, что конкурсная документация, принятая администрацией города, идет в разрез с федеральным законодательством, — говорит вице-президент Региональной ассоциации автотранспортников (РАСА) Дамир Булатов. — Во-первых, пункт, который запрещает действующим перевозчикам, имеющим договоры с мэрией, участвовать в конкурсах, по нашему мнению, нарушает закон о конкуренции и права предпринимателей. Во-вторых, ряд документов, которые обязаны предоставить претенденты, не предусмотрен федеральным законодательством. Кроме того, мы не согласны с критериями оценки. В связи с этим поданы иски в арбитражный суд. Следующее судебное заседание назначено на 16 октября. Если суд признает конкурсную документацию незаконной, мы будем подавать иски о признании уже состоявшихся конкурсов недействительными. До этого времени перевозчики, входящие в РАСА и Астраханский таксомоторный парк, в конкурсах не участвуют».

Кстати, РАСА объединяет 300 перевозчиков. Вместе с предпринимателями, работающими от Астраханского таксомоторного парка, по оценке Дамира Булатова, они составляют более 60% пассажирского авторынка Астрахани.

Сегодня на регулярных городских маршрутах работает 1654 единицы транспортных средств, из них 146 автобусов большой и средней вместимости и более 1400 — малой вместимости. В мэрии планируют частичную замену «Газелей» более крупными транспортными средствами. Как сообщают в управлении городского транспорта, замена производится по мере поступления заявок от претендентов на участие в конкурсах, а также от перевозчиков, согласно ранее заключенных договоров.

Вероника Иошко,

"Горожанин" № 40, 10. 10.2012 г.