Азербайджан быстро, энергично меняется, становится динамичной страной, развивающейся высокими темпами.
Темпы развития азербайджанской экономики - одни из самых высоких в мире. Об этом заявил во вторник на пресс-конференции в Баку Президент России Владимир Путин.
"Это впечатляет. И мы желаем нашим друзьям успехов", - сказал глава государства.
По его словам, Азербайджан - давний, традиционный надежный партнер России. Мы тесно взаимодействуем в Кавказском регионе, в Каспийском регионе, в рамках СНГ, в ведущих международных структурах. В основе такого сотрудничества - прочные традиции дружбы, взаимного уважения между нашими странами, государствами и между нашими народами", - сказал Владимир Путин.
По его словам, стороны подробно обсудили ключевые направления стратегического партнерства России и Азербайджана, наметили планы по его дальнейшему развитию, прежде всего, конечно, в торгово-экономической сфере.
"В этой связи могу отметить, что, несмотря на известный спад в мировой экономике, наши торговые отношения развиваются, и развиваются успешно. Рост, по разным оценкам, в прошлом году составил от 37 до 47 процентов. Это один из очевидных рекордов в отношениях между странами на сегодняшний день. Россия традиционно занимает одно из ведущих мест в торговом обороте с Азербайджаном. Это второе место. Первое место занимает Италия. Но мы с вами хорошо знаем, что это в основном за счет поставок на итальянский и европейский рынок углеводородного сырья, а вот торговый оборот между Азербайджаном и Россией носит гораздо более сбалансированный характер, благородный, как говорят специалисты, характер. Здесь и машины, и оборудование присутствует, и продовольствие, то есть все, что жизненно важно как для экономики Азербайджана, так и для экономики Российской Федерации", - сказал Президент РФ.
Выходу на столь высокие показатели во многом способствуют интенсивные межрегиональные и приграничные связи, отметил он. "Достаточно сказать, что плотные отношения, деловые отношения с Азербайджаном поддерживают более 70 регионов Российской Федерации", - сказал Владимир Путин.
В Азербайджане работает более 500 российских компаний, их деятельность охватывает широкий спектр важнейших для социально-экономического развития отраслей, отметил он. "Это ТЭК, автопром, финансы, страховая деятельность, здравоохранение. И хорошо известно, это фактически бытовой уровень, но на самом деле он носит и большое экономическое значение. Все хорошо знают, что в России работает достаточно большое количество азербайджанских граждан, их число измеряется миллионом и больше миллиона, а с учетом азербайджанцев, имеющих российское гражданство, это за 2 миллиона человек", - сказал Президент России.
По его словам, Россия и Азербайджан - крупные международные игроки в энергетике. "Осуществляется и взаимовыгодное сотрудничество в этом направлении. Сейчас не буду все повторять, объем работ очень большой и имеет тенденцию к расширению. Сейчас вы присутствовали при подписании соответствующих договоренностей между российской государственной компанией "Роснефть" и азербайджанскими партнерами. Осваиваются новые направления и форматы кооперации в сфере ТЭК. Сегодня, как вы знаете, я уже об этом сказал, подписаны соглашения, но они имеют перспективу лет на 15, может быть - 20, то есть закладывается хорошая база для сотрудничества на многие и многие годы вперед", - сказал Владимир Путин.
По его словам, особую роль в укреплении дружественных и добрососедских отношений играют и гуманитарные связи. "В рамках нынешнего визита утверждена межгосударственная программа сотрудничества в этой сфере до 2015 года. Мы обсудили подготовку к III Бакинскому международному гуманитарному форуму, которой пройдет с 31 октября по 1 ноября в Баку. Можно с уверенностью сказать, что за сравнительно короткий период с 2011 года этот форум стал крупнейшим событием общественной жизни", - сказал Владимир Путин.
По его словам, большое внимание на переговорах уделили и решению проблем в рамках Каспийского региона. "Мы заинтересованы в том, чтобы этот регион был регионом мира, сотрудничества. Здесь еще очень много нерешенных проблем. Они касаются вопросов безопасности, делимитации границы, это касается сохранения биологического разнообразия системы Каспийского моря и так далее. Мы кровно заинтересованы в том, чтобы все эти вопросы решались и решались, естественно, с учетом интересов всех прикаспийских государств. Характерно, что к нашим переговорам приурочен и дружественный визит в Баку отряда кораблей российской Каспийской флотилии. В ее составе - ракетный корабль "Дагестан" и малый артиллерийский корабль "Волгодонск". В конце года азербайджанские моряки планируют осуществить ответный визит в Астрахань", - сказал Владимир Путин.
По его словам, в ходе переговоров стороны затронули актуальные международные вопросы, в том числе, разумеется, и нагорно-карабахскую проблему. "Хочу подчеркнуть, Россия активно содействует скорейшему урегулированию конфликта, которое возможно только политическими средствами", - сказал глава государства.
"В завершение хотел бы отметить, что состоявшиеся переговоры вновь продемонстрировали общий настрой на укрепление всестороннего сотрудничества между нашими странами. Я еще раз благодарю всех наших азербайджанских друзей, коллег за радушие, за гостеприимство, за деловой настрой в ходе нашей сегодняшней работы и за те результаты, которые уже достигнуты", - заявил Владимир Путин , - сообщает trend.az.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
Баку не может присоединиться к проектам Путина по созданию Евразийского союза
Эти обстоятельства указывают на стремление Москвы провести до конца года очередной Каспийский саммит.
Телефонный разговор 3 июля между президентами России и Азербайджана дает основание говорить о признаках улучшения отношений между Баку и Кремлем, в которых за последний год наблюдалась напряженность. Инициатива Путина обсудить с Алиевым "актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и планы дальнейших контактов на высшем уровне", видимо, призвана продемонстрировать положительный отклик Кремля на выбор Баку в конце июня проекта газопровода TAP, менее ущербного для интересов России маршрута поставок азербайджанского газа в Европу. Более того, намеченным на август визитом в Баку, Путин готов продемонстрировать поддержку Алиеву накануне предстоящих осенью президентских выборов, дезавуировав тем самым разговоры о том, что выдвижение известного кинодраматурга, писателя Рустама Ибрагимбекова в лидеры объединённой оппозиции является российским проектом.
Зная о разногласиях между Западом и Баку относительно состояния демократии в Азербайджане, Путин, очевидно, склонен в ходе предстоящего визита выторговать больший учет интересов России в Азербайджане и в кавказско-каспийском регионе в целом. На это указывает и обсуждение 5 июля в Баку главы "Роснефти" Сечина, доверенного лица Путина, с Алиевым вопросов сотрудничества с ГНКАР в нефтегазовых проектах в Азербайджане и России. Переговоры "Роснефти" в Баку, некоторые наблюдатели связывают и со стремлением России к картельному сговору с Азербайджаном в вопросе сохранения высоких цен на европейском газовом рынке, куда азербайджанский газ планируется поставлять с 2019-2020 годов. Хотя предложение и заманчиво, однако, Баку не может пойти на такой сговор, чтобы не допустить осложнений отношений с Европой, стремящейся избавиться от энергетического диктата России.
Некоторые СМИ сообщают о желании "Роснефти" приобрести долю в консорциуме "Шах-дениз". Но трудно ожидать от Баку согласия на это. После того как в прошлом году компания bp, оператор "Шах-дениз", заключила союз с "Роснефтью", Баку выражал озабоченность тем, что данная сделка позволит Кремлю через британскую компанию оказывать влияние на добычу энергоресурсов в Азербайджане. Поэтому, возможно, что речь идет о тех нефтегазовых месторождениях, в которых ГНКАР имеет 40-50% доли, и участие в них российской компании не будет угрожать энергетической стратегии Азербайджана. Агентство Reuter`s, ссылаясь на свои источники, сообщает о желании "Роснефть" приобрести долю в газовом месторождении "Абшерон". Это месторождение называется одним из вероятных источников наращивания в будущем объемов поставок азербайджанского газа в Европу до 50 млрд. куб.м. в год, для чего, как заявляло в конце июня руководство ГНКАР, может быть востребован и проект Nabucco West. По этой причине азербайджанские власти, идя на сделку с "Роснефтью", вряд ли могут обещать Москве увеличение объемов поставок газа в Россию. Нынешние поставки газа в Россию реализуются согласно контракту от 2009 года между ГНКАР и Газпромом, в рамках российская сторона ежегодно будет закупать до 3 млрд. куб.м. азербайджанского газа. Хотя Газпром заявлял о готовности закупить весь объем газа со второй фазы "Шахдениз". Однако согласие на это полностью противоречило бы коммерческим интересам и энергетической безопасности Азербайджана, а в политическом контексте могло бы нанести серьезный урон отношениям Баку с Турцией, США и Евросоюзом.
Коммерческие и политические факторы затрудняют также и решение проблемы, связанной с транспортировкой азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск. В мае премьер России Медведев подписал распоряжение о прекращении с 2014 года действия соглашения с Азербайджаном по транзиту азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск из-за коммерчески невыгодных объемов поставок. Возможно, что с 2014 года ГНКАР не будет транспортировать свою нефть по российскому маршруту. "Транснефть" готов принять предложение Азербайджана по созданию "банка качества нефти" на принимающем терминале, и пойти в связи с этим на существенные финансовые затраты, только в том случае, если поставки нефти ГНКАР будут на порядок больше чем 5 млн. тон в год. Но азербайджанская сторона, и так испытывающая затруднения с заполнением стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, на это не пойдет. Москва также категорически отказалась рассмотреть предложение Баку по перекачке нефти третьей стороны по территории Азербайджана далее в Россию. Более того, на днях в порт Махачкала прибыл первый танкер с туркменской нефтью, которая затем поступила на дагестанский участок трубопровода Баку-Новороссийск. Все это позволяет говорить, что сотрудничество России и Азербайджана в энергетической сфере, несмотря на возможные отдельные контракты, не будет иметь стратегические масштабы, отвечающей задачам Москвы сохранить контроль над добычей энергоресурсов на Каспии в целом.
Разговоры о сотрудничестве России и Азербайджана в сфере энергетики, видимо, должны создать благоприятный фон для предстоящего диалога Путина с Алиевым по тем политическим вопросам, разногласия по которым и являются главными причинами напряженности в российско-азербайджанских отношениях. Для России сейчас важно предотвратить дальнейшее усиление позиций Запада в кавказско-каспийском регионе. В этом контексте Москва, с помощью Тегерана, вновь стремится актуализировать вопрос обеспечения безопасности на Каспии исключительно совместными силами прикаспийских стран. После неофициального визита двух военных катеров Ирана в пункт базирования Каспийской флотилии России в порту Астрахань в конце июня, стало известно, что на осень 2013 года намечены российско-иранские военные учения на Каспии. Вопросы обеспечения безопасности на Каспии были обсуждены и в начале июля на встрече Путина с президентом Ахмадинежадом в рамках Форума стран-экспортеров газа. На этом фоне Тегеран заявил и о намерении усилить военное присутствие на Каспии, разместив здесь и военно-морские подразделения Корпуса стражей исламской революции. Эти обстоятельства указывают на стремление Москвы провести до конца года очередной Каспийский саммит, который согласно решению Бакинского саммита 2010 года должен состояться в России. На этом саммите Россия, а также Иран намерены решить вопросы коллективного обеспечения безопасности Каспия, поскольку разногласия по его разграничению пока не позволяют достичь консенсуса по новому правовому статусу Каспия.
В Москве и Тегеране считают, что соглашение по безопасности Каспия, утвержденное на Бакинском саммите, может послужить основой для создания прикаспийскими странами коллективных сил безопасности КАСФОР. Тем самым, они хотят получить гарантии, что военного присутствия США и НАТО в регионе не будет, и что прикаспийские страны не будут вовлечены в военные планы Запада против Ирана в случае провала переговоров по иранской ядерной программе. В этом отношении неслучайно, что Путин хочет продвигать планы по безопасности Каспия именно в Баку. На протяжении многих лет Азербайджан, несмотря на неоднократные опровержения азербайджанских властей, называется в числе тех стран, территория которых может быть использована Западом как плацдарм не только против Ирана, но и для обеспечения военного присутствия США и НАТО в каспийском регионе. Негативное отношение Баку к коллективному обеспечению безопасности Каспия обусловлено тем, что такой подход не обещает решения проблем, связанных с территориальными претензиями Туркменистана и Ирана к Азербайджану. Более того, недружественное отношение Ирана к Азербайджану и амбиции России по доминированию в кавказско-каспийском регионе делают необходимым для Баку углубление сотрудничества в сфере безопасности со США, НАТО и Турцией, на пересечение чего и направлены российско-иранские инициативы по безопасности Каспия.
Актуальным для России на данный момент является не дать развиться и процессам, затрудняющим реализацию инициативы Путина по созданию на постсоветском пространстве к 2015 году Евразийского экономического союза. Намеченный визит Путина в Баку проходит на фоне активных усилий Москвы по предотвращению предстоящего подписания Украиной, Арменией и Молдавией на саммите "Восточного партнерства" в ноябре в Вильнюсе соглашений по ассоциативным отношениям с Евросоюзом. В этом контексте Путин, очевидно, на переговорах с Алиевым лично попытается продвигать предложение об участии Азербайджана в евразийском интеграционном процессе. Обсуждения по этому вопросу в прошлом году во время визитов в Баку главы МИД России Лаврова, спикеров Совета Федерации и Госдумы успехов не дали. Однако, на фоне обособленной позиции Баку в отношении ассоциативных отношений Азербайджана с ЕС, в Москве, возможно, все еще не теряют надежды на то, что азербайджанские власти могут и пересмотреть свою позицию в отношении евразийского проекта Путина.
Итоги встречи 22 июля в Брюсселе глав МИД стран Евросоюза и государств-участников "Восточного партнерства" все больше убеждают, что на предстоящем в ноябре Вильнюсе саммите Азербайджан не окажется в числе постсоветских стран, готовых подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Баку на саммите в Вильнюсе готов подписать с ЕС лишь соглашения по визовому режиму и реадмиссии. Тем самым, президент Алиев хочет сохранить возможности маневрирования между Западом и Россией. Баку не желает форсировать вопрос ассоциативных отношений Азербайджана с Евросоюзом, поскольку, настораживает возникновения новой ситуации в регионе после установления ассоциативных отношений ЕС с южно-кавказскими странами и создания в регионе зоны свободной торговли.
Так, в Армении ожидают, что ассоциативное соглашение и создание с ЕС зоны свободной торговли, с учетом участия в этом процессе и Грузии, выведут страну из экономической изоляции. При этом и Нагорный Карабах вместе с Арменией автоматически станет частью Зоны свободной торговли с ЕС, поскольку у Европы "нет контраргументов" против того, что "карабахцы являются европейцами, что они живут в едином экономическом и политическом пространстве с Арменией". Все это, по ожиданиям в Армении, снижает актуальность нормализации турецко-армянских отношений, и, тем самым, возможности Турции оказывать давления на позиции Ереван в отношении урегулирования карабахского конфликта. Если это все действительно так, то однозначно позиции Азербайджана по карабахскому урегулированию резко ослабнут. Пока трудно сказать, насколько обоснованы подобные ожидания в Армении. До сих пор не обнародованы согласованные Брюсселем и Ереваном тексты соглашения по ассоциативным отношениям и созданию зоны свободной торговли. В то же время, частые визиты в Баку и Ереван спецпредставителя Евросоюза по вопросам кризиса на Южном Кавказе и в Грузии Филиппа Лефора указывают на то, что Брюссель, предлагая конфликтующим сторонам некие действия по укреплению доверия, старается загладить острые моменты реализации "Восточного партнерства" касательно карабахской проблемы. Этими обстоятельствами, возможно, и был мотивирован призыв 22 июля на встрече в Брюсселе главы МИД Азербайджана Мамедъярова к ЕС по выполнению организацией взятых обязательств по оказанию поддержки суверенитету и территориальной целостности Азербайджана в рамках Плана действий по Европейской политике соседства от 2006 года. Как бы там ни было, определенные неясности, связанные с воздействием программы "Восточного партнерства" на конфликт между Азербайджаном и Арменией, оставляют России возможности и дальше продвигать в регионе собственные интеграционные инициативы.
Готовность Москвы снизить напряженность в отношениях с Баку, очевидно, вызвана необходимостью маневрирования в армянском направлении. Позиция Баку в отношении "Восточного партнерства" позволяет России усилить давление на Армению, находящейся в шаге от оформления ассоциативные отношения с ЕС. Такой шаг Еревана в Москве, несмотря на сохранение военно-политического союза Армении с Россией, рассматривается как серьезный удар по путинской евразийской стратегии. Потому, предстоящий визит в Баку Путин, видимо, намерен использовать и как предупреждение Армении. Не случайно, что в июле даже проармянские российские эксперты стали угрожать Еревану потерей Нагорного Карабаха в случае выбора Арменией путь на европейскую интеграцию. Однако, проблемы в отношениях России и Армении каких-либо выгод Азербайджану в контексте разрешения карабахского конфликта не обещают. Москва намерена и дальше использовать этот конфликт в качестве давления на Армению и Азербайджан для обеспечения интересов России на Южном Кавказе. В этой связи, таят в себе определенную опасность для Азербайджана разговоры о том, что Ереван может изменить свое отношение к евразийской инициативе Путина, если этот проект предложит механизмы интеграции Армении в евразийское пространство вместе с Нагорным Карабахом. Поэтому, готовящийся визит Путина в Баку хоть и выглядит поддержкой Ильхаму Алиеву, но все же, имеет конъюнктурный характер, а значит, может быть и не постоянным, если интересы России в регионе будут игнорироваться и дальше. В этом отношении еще одним рычагом давления Москвы на Баку будет ужесточение миграционных правил, в результате чего возникает массовое возвращение в Азербайджан трудовых мигрантов.
Однако, Баку не может присоединиться к проектам Путина по созданию Евразийского союза, или же дать согласие на создание на Каспии коллективных сил безопасности, призванных ограничить влияние Запада на постсоветском пространстве. Азербайджанские власти рассчитывают смягчить разногласия с Россией по этим вопросам, сторонясь усилий Запада по глубокому вовлечению Азербайджана в евро-атлантические интеграционные проекты, - сообщает vesti.az.