Довелось мне побывать в роли принимающей стороны делегации друзей из Москвы. Целью их поездки оказалось желание посетить наш замечательный край и увидеть великолепие нашей природы, посмотреть Кремль и всё в этом же туристическом духе.
Вместо того чтобы ехать на одну из многочисленных баз отдыха, они решили отдыхать по-своему в привычном для них формате, избегая помощи операторов туристической отрасли. Я для них оказался гидом не самым удачным, большую часть времени они проводили без меня, совершая поездки в дальние дали и бродя по городу в поисках новых впечатлений.
Характерно, что в первый же день мои друзья решили твердым курсом пройти от колокольни Кремля через весь город. Дело было днем, и моим друзьям ласково делала массаж тел мошка. Солнышко было в самом расцвете сил, когда москвичи забрели на Большие Исады. Поход на этот замечательный рынок обратил не привыкших к такому положению вещей в торговле в культурный шок.
Первое, что ощутили на себе гости города – нестерпимая вонь. На жаре под ногами разлагаются останки всего на свете. Бегают дворняги, снуют по мусору, переносят плодящихся на жаре блох, которые, в свою очередь, переносят различные заболевания на продукты и все окружающее пространство. Под ногами самостоятельных туристов местами хлюпала жижа – это чистюли-продавцы сливают использованную воду после рыбы, а то и после мытья полов. Вода привносила в киоск свежесть и чистоту, а одежде покупателей непотребный вид (особенно это касается нижней части одеяния, то есть обуви).
На такой жаре гулять в сандалиях самое милое дело. Но в них попадает такая вот грязь… Оттого не привыкшие смотреть под ноги в поисках обходных путей от мусора москвичи испытывают всё то, что на их месте испытывают и астраханцы. В пылу разглядывания товаров они решительно шагают в хляби асфальтные, наполненные бактериями и много чем ещё.
Формально на Больших имеются улицы с тротуарами и проезжей частью. Но как-то все давно «само собой» привыкли к тому, что это рынок – да и ладно, проживут без дорог нормальных. В результате под ногами гостей южной столицы, российской Венеции и форпоста всех торговых путей творится хитрое сплетение и залихватское переплетение из трещин, ям средней руки и даже маленьких котлованчиков. Обегая их, люди сталкиваются на встречных курсах, при этом смело игнорируя КоАП, обращаются к собратьям по несчастью исключительно по матери. Такое не редко приводит к скандалам и придает некоторую пикантность всему этому бедламу.
Но наконец, мои друзья добрались вплотную до торговых рядов и на смену атакующей мошке пришли не менее общительные продавцы. Эти товарищи продают свой китайский товар без всяких ценников в душных павильонах. Не видавшие ни разу подобного шоппинга москвичи ахнули. И тут появился я и повел их в одно из кафе. Никаких тебе тут чеков, никаких санитарных книжек, зато порции большие и в денежном эквиваленте раза в три дешевле московских!
От дальнейших походов на Большие москвичи открестились и попросили что-нибудь покультурнее. О, а у нас же ведь столько культуры, что просто загляденье. Москвичи чрезвычайно обрадовались тонировке в газелях, ведь в Москве такого нет, а смотрится всё равно хорошо и солнце не мешает. Тонировка в московских маршрутках запрещена в виду того, что она скрывает факт перегруза в салоне и тем самым повышает риск несчастных случаев во время аварий на дорогах, что очень часто случается с уставшими водителями. Стало быть, в Астрахани все ездят с перегрузом и всех это устраивает. Хотя законы одни: что в Астрахани, что в Москве подход к подобным вещам, по идее, должен быть одинаков, но не тут-то было!
Столичных жителей напрягло отсутствие каких-либо вменяемых указателей туристических маршрутов. Они надеялись увидеть нечто подобное в самом Кремле, где, по их мнению, должны быть подробные описания путей до тех или иных мест будь то в городе или в области. Ничего подобного там не оказалось и искушенные европейскими путешествиями москвичи приуныли.
Анатолий Косенков,
"Факт и компромат" № 22, 29.06.12.