Телевизионщики продолжают смешить внимательного зрителя безграмотностью и примитивом.

Коммунисты, безусловно, конченые догматики, фантазёры и вруны, но они тщательно подбирали кадры на все важные участки своего социалистического строительства. Пост за деньги или по блату – была большая редкость.

Партийцы сначала захватывали почту, телеграф, газеты, а позже – ТВ, потом обустраивали их по-своему. И хорошо заботились о своих подручных – квартиры, машины, спецпайки…Труженики партийно-литературного агитпропа были не просто профессионалами – мастерами высокого уровня. Семьдесят лет блестяще морочили людям голову.

А что сегодня? То ли главные начальники не в курсе (наблюдают исключительно интернет), то ли профессионалы куда-то подевались, то ли в телевизоре окопались тайные враги режима. Точат его изнутри со страшной силой. Причем, от Первого канала до последнего. Местных производителей телеизображения не обсуждаем, они застряли на уровне престарелого Гены Петрова – безуспешно тренируются правильно говорить. А вот федеральные труженики эфира не унимаются в своих понтах и безграмотности. У них уже людей считают, как куриные яйца-десятками. «Высокой наградой отмечены более трёх десятков человек». Далее. «Спасено около десяти человек». Корреспонденты в школе учились? Как можно спасти около десяти человек? Девять с половиной? Не смогли посчитать до восьми или девяти. Не просто литературная безграмотность, школьная дремучесть. Предлог «около» используется, когда действительно сложно точно посчитать, например, тысяча девятьсот… Тогда уместно – около двух тысяч и т. д. «Жёлтые колосья» - у другого тележурналиста, «наливаются соком». Что спелые колосья не могут уже ничем наливаться – известно из уроков ботаники. Или ещё. «Они вернулись к месту обитания». Это не о животных или насекомых - это об уважаемых людях, героях репортажа.

Всё больше в ходу верстка телевизионных информационных программ по чёрнопиарной технологии. Топорный примитив использовался в «лихих девяностых», это когда рассказывают не о славных достижениях кандидата, а о ничтожности, тупости и продажности его конкурента. Примерно то же самое в компоновке новостных блоков. Первые кадры о благостном позитиве: включают кнопку, заселяют дом, пускают конвейер (если, конечно, бандиты, что-нибудь не взорвали, тогда по-другому). А потом - ужас, бушующие катаклизмы вокруг нашего «островка стабильности»: всё горит, или тонет, или сталкивается. Передергивание событий часто выдает телекартинка: вместо снежных заносов десятисантиметровый снежок, вместо обезумевших от горя лиц - спокойные, сосредоточенные лица пострадавших, лениво поругивающих непогоду.

НТВ – когда-то вдумчивая, правдивая телекомпания превратилась в телесборник шаблонных ментовских стрелялок, включи в любой день и практически в любой момент: жуткий мордобой, обильно политый кровью – клюквой, густо перемешанный рекламой – такой экран не то, чтобы сочувствие – вызывает уже отвращение.

Рен-ТВ – нашёл себе удобную нишу подальше от реальной жизни, по уши погрузился в «территорию заблуждений», мусолит потусторонние истории, рассказывая о встречах с зелёными человечками (которых рассказчики сами, естественно, никогда не видели) и нетелевизионного вида дядька в роговых очках и крупным планом дёргается по экрану…

Одно объединяет программную практику всех телеканалов – повторы шедевров советского и мирового кинематографов. И это даже не перебор – репертуарный голод. Отдельные фильмы, изуродованные рекламной нарезкой, ставят по пять-шесть раз в год. Даже от деликатеса, подаваемого с утра и до вечера, станет плохо. За такую работу ЦК КПСС, в лучшем случае, объявил бы выговор и послал эфирных теленачальников подальше от руля важнейшего из искусств.

Уже не поток - полноводная река разноцветных пошлых мыльных «шедевров», напичканная рекламой, почти круглосуточно обрушивается на голову людей. Этот мозговой штурм способен даже образованных граждан превратить их в примитивные существа.

Даже самый радикальный радикал не скажет, что власть совсем ни о чём не думает, и ничего вокруг не происходит. Ведь если ничего не предпринимать, жизнь всё равно продолжается, что-то меняется, в том числе и к лучшему. Но это надо увидеть и суметь об этом грамотно рассказать, без понтов и телячьего восторга. Увы, это под силу только настоящим профессионалам, по-настоящему любящим свою страну и уважающим своих телезрителей. Примитив только смешит или раздражает.

Николай Васильев, журналист,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 2 (562), 17.01.2014 г.