О том, как глава региона видит дальнейшее развитие нашей области, прозвучало в его выступлении перед представителями общественности, членами экспертного совета в большом зале Цейхгауза, в Астраханском кремле.
AST-NEWS.ru публикует полностью текст выступления врио губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина.
5 ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Уважаемые астраханцы!
Мне хочется обратиться к каждому из вас. Мне хватило времени, чтобы разобраться в ситуации в области: выделить сильные и слабые стороны, угрозы и перспективы роста. И, конечно, определить приоритеты развития. Я готов представить их вам. Мои приоритеты являются прямым ответом на вопрос, который я слышу практически каждый день: «Как жить дальше?».
Сам я волжанин, только с верховьев —детство прошло в Рыбинске Ярославской области. Поэтому жизнь на «большой воде» мне близка и понятна. Как близка и культура старых поволжских городов.
Астрахань - город удивительный, с богатейшей историей. Здесь во всем присутствует аура разных временных пластов. Однако прекрасный город нуждается в генеральной уборке. То, что недавно здесь начались преобразования по проекту «Обновленная Астрахань» - это пока небольшой, но важный шаг: до этого время здесь стояло на месте.
Мне есть, с чем сравнивать. Как боевой офицер я бывал в горячих точках и видел, что такое разруха. Как заместитель полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе объехал практически весь юг России.
Я был удивлен, что в регионе с таким географическим положением и природными ресурсами так плохо живут люди. Я не привык доверять внешним суждениям, формирую собственное мнение только после личного общения. С первых же дней работы в регионе я начал выезжать в районы. Это - лучший способ наладить прямой контакт с людьми, познакомиться с ситуацией. Мое мнение подтверждают данные статистики: Астраханская область на 59 месте в России по уровню доходов граждан. За чертой бедности живет каждый шестой астраханец. Средняя зарплата в регионе примерно на четверть ниже средней по стране.
Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Как сохранить в области талантливую молодежь, обеспечить младшему поколению благополучное детство, а старшему - комфортную старость?
Люди ждут от власти решительных действий. Мы не можем позволить ни дня простоя. Импульс развитию необходимо дать прямо сейчас.
Как глава региона я определил пять приоритетов, в соответствии с которыми вижу развитие Астраханской области.
Первый приоритет: РОСТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ — РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Социальная защищенность должна стать неотъемлемым правом жителей области, которое мы обязаны обеспечить. Для этого необходимо повысить качество жизни людей.
Я лично включился в решение этой задачи: в течение первого месяца была подготовлена законодательная инициатива по расширению региональных мер социальной поддержки граждан. С сентября более 200 тысяч человек, включая семьи с детьми, тружеников тыла, ветеранов труда, социальных работников смогут пользоваться новыми льготами. Изменения, которые коснутся всех жителей региона: возможность расходовать средства фонда капремонта на ремонт подъездов жилых домов.
Достижение высоких стандартов социального обеспечения - миссия власти всех уровней. Наряду с разработкой регионального плана по борьбе с бедностью, я поручил правительству области провести мониторинг востребованности действующих мер соцподдержки. Кроме этого, в ближайшее время представить предложения по улучшению системы социального обеспечения граждан.
Когда я слышу фразу «экономика - наше все», я понимаю, что это лукавство. Задача грамотно выстроенной экономики - обеспечить социальную сферу. Экономика не может существовать в отрыве от людей: когда мы говорим об инвестициях в производство - мы имеем в виду высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места. Говоря о росте доходов, мы подразумеваем рост покупательной способности жителей. Рассуждать о финансовой устойчивости предприятий имеет смысл в разрезе отчислений в бюджет - именно из них формируется социальная составляющая. Социальная сфера и экономика замкнуты друг на друга - по-другому быть не может.
Второй приоритет: ПЕРЕЗАПУСК РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ — ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГРАЖДАН
Я уверен, что работающий человек не должен быть бедным. Наша задача - комплексная перезагрузка экономики области. Промышленный потенциал региона сейчас во многом растерян. Но мы можем и должны грамотно использовать сохранившиеся кадры, опыт и традиции.
Аграрный потенциал региона сейчас не реализован в полной мере. В области используется только 40 процентов сельхозугодий. Неразвита перерабатывающая отрасль. Область недополучает потенциальный доход, на селе не хватает рабочих мест. Во всех отчетах упоминается крупное предприятие замкнутого цикла по производству томатной пасты - это хороший пример, но он практически единственный. И это очень показательно для областной экономики в целом. Логичное следствие - за лучшей долей люди уезжают из сел в Астрахань, а из Астрахани - в другие регионы.
Недавнее совещание в Ахтубинске с участием главы государства и федеральных министров дало мощный импульс многим процессам, которые пробуксовывали годами. Мы можем и должны показывать лучшие результаты в судостроении, теплоэнергетической отрасли и переработке; развивать IT и современные технологии. Уже есть пример спасения завода «Красные баррикады»: мы не только сохраняем в области прекрасных специалистов-судостроителей, но и расширяем возможности отрасли.
Благодаря тому, что выстраивается системный подход к работе с инвесторами, у нас уже сейчас есть масса предложений и инвестиционных планов: и в АПК, и в сферах недропользования и энергетики.
Областное правительство должно представить предложения по созданию новых рабочих мест в экономике региона и подготовить перечень мероприятий, стимулирующих повышение средней заработной платы.
Хочу заверить: я постараюсь не допустить, чтобы все задуманное осталось лишь на бумаге или в кабинетах чиновников. Для решения этой задачи определен третий приоритет.
Третий приоритет: НОВОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ — ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ВЛАСТИ
Новое качество управления — это требование времени. Принципиально важно высокое качество решений. Не имитация деятельности, а работа на результат. Основную задачу вижу так: обеспечить постоянный эффективный контакт власти всех уровней с гражданами. Правительство АО должно представить предложения по расширению возможностей для жителей области в принятии решений по развитию территорий.
Поскольку недовольство людей качеством управления велико, выделю два ключевых критерия оценки работы власти: быстрота реагирования и удовлетворенность жителей решением проблем.
Закрытость властных структур не просто мешает выстраиванию диалога, но порождает слухи. Замалчивание проблем - это пагубный путь. Об этом я говорю главам территорий и руководителям министерств и ведомств. После каждой рабочей встречи передаю папку с обращениями жителей. Она формируется, в том числе, из сообщений в социальных сетях. Если вопрос в неумении или нежелании управленцев честно исполнять свои
прямые обязанности — мы будем избавляться от балласта. Я лично убедился в эффективности встреч с людьми. Правительство должно представить предложения по повышению открытости власти. Первый шаг уже сделан. Мы запустили мобильную приемную «Губернаторский контроль». Поручение правительству: разработать обновленную систему критериев оценки эффективности работы чиновников. Это позволит повысить качество решений, увеличить скорость реагирования на обращения, а главное - сосредоточиться на решении конкретных проблем каждого из вас. Стоит задача: воспитать новое поколение чиновников, которое будет хотеть и уметь работать. Для этого в регионе уже инициированы кадровые проекты. Требования к чиновникам должны быть жесткие, но справедливые. Нам предстоит решать вопросы принципиально иного масштаба, и сделать это способны только люди новой формации.
Рабочие поездки в районы дали еще один важный «срез» проблематики: инфраструктурный коллапс. Создание инфраструктуры крайне необходимо для нового притока инвестиций и развития экономики, а в результате — повышения качества жизни людей. Сама по себе развитая инфраструктура — показатель высокого уровня жизни.
Мой четвертый приоритет: РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА — ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Одна из основных бед астраханцев - перебои с водой. Почти половина обращений граждан сводится к одной теме: мы живем у воды и газа, а в домах нет ни того, ни другого. Эти первоочередные вопросы невозможно решить точечно, банальным латанием дыр. Мною даны поручения правительству области и главам районов по выработке механизмов комплексного решения проблемы. Наряду с этим я поручил главам районов решить оперативную задачу — подвоз чистой питьевой воды в те населенные пункты, где она отсутствует. Ручной режим управления будет действовать, когда это необходимо для решения конкретных проблем людей здесь и сейчас.
Жителей области не устраивает состояние объектов социальной инфраструктуры. Приведу сухие цифры. Каждая пятая школа в регионе - старше 80-ти лет. В 60-ти процентах школ более 20-ти лет не было капитального ремонта. Три с половиной тысячи ребятишек младше трех лет ждут места в детском саду. Это означает, что их мамы не могут выйти на работу.
Недавно был в Икрянинском районе: жители сразу нескольких сел пожаловались на отсутствие библиотеки, клуба. Картина типична - в сельской местности людям некуда пойти. Зачастую проблема даже в том, чтобы добраться из одного населенного пункта в другой или из района в Астрахань. Вопрос транспортной доступности уже много лет остается открытым.
Нормативам соответствует лишь около 36 процентов региональных дорог. Из почти трехсот мостовых переходов более половины - в предаварийном и аварийном состоянии. Элементарно отсутствует транспортное сообщение между населенными пунктами. В Ахтубинском районе, например, мне сообщили, что рейс был закрыт и не возобновляется по причине нежелания перевозчиков выходить на маршрут. И это не единственный рейс, и не в одном районе. Жители запаромных сел практически отрезаны от внешнего мира. Для многих стоимость паромной переправы просто не по карману.
Считаю необходимым разработать комплексные планы инфраструктурного развития каждого населенного пункта Астраханской области. Профильные министры окажут содействие в этом главам территорий.
Люди имеют право жить там, где они хотят. Задача власти на всех уровнях - создать им условия для нормальной жизни. Поэтому не должно быть такого подхода: мало жителей - не нужна инфраструктура. Иначе ни один глава района не сможет разорвать порочный круг, когда из-за отсутствия нормальных условий для жизни люди покидают родные места.
Сегодня на решение инфраструктурных задач направлен утвержденный пакет региональных и федеральных проектов в рамках действующих нацпроектов. Ряд вопросов стратегического развития, в первую очередь - создание портовой особой экономической зоны — прорабатываются по прямому поручению Президента РФ. Астраханская область - значимое звено транспортного коридора «Север-Юг». Это подразумевает расширение и качественное улучшение дорожной сети, развитие авиа- и водных перевозок, создание логистических хабов. Выполнив в полной мере поручения главы государства, мы подтвердим статус опорного региона юга России. И достигнем увеличения объемов экспортно-импортных и транзитных перевозок, развития международной торговли и туризма.
В этой связи правительством должен быть разработан план повышения инвестиционной привлекательности региона.
Новый взгляд на достижение целей мы можем получить через ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВСЕХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА — УКРЕПЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Это мой пятый приоритет
Нужно признать, застарелые проблемы зачастую не решаемы на уровне региона. Но ситуаций, когда власть бессильно разводит руками, быть не должно.
Мы обязаны подключать все механизмы и ресурсы. Сейчас внимание федерального центра к региону беспрецедентно. Это тот ресурс, который будет использован на все 100 процентов. Наш регион участвует в 50-ти федеральных проектах в рамках национальных проектов. Это действенный механизм, он работает. Астраханской области идут навстречу в федеральных министерствах: свидетельством тому являются положительные результаты моих личных переговоров с министерством труда и социальной защиты РФ, министерством промышленности и торговли, министерством экономического развития, министерством спорта России.
Нам потребуется федеральная поддержка в решении проблемы дефицита водных ресурсов. В этом году зафиксирована массовая гибель рыбы. Причиной тому не только аномально маловодный паводок. Вопрос в регулировании работы Волжско-Камского каскада. Механизм решения проблемы находится в федеральном межведомственном ведении. С учетом интересов жителей и экологии должны быть разработаны новые правила использования водных ресурсов Чебоксарского, Куйбышевского, Саратовского и Волгоградского водохранилищ. Также необходимо возобновить работу Астраханского вододелителя. Переговоры на федеральном уровне по этому поводу начаты, необходимый пакет документов разрабатывается.
Я намерен и далее максимально использовать свой опыт взаимодействия в федеральных структурах и бизнесе. На ближайшие даты запланирован ряд принципиально значимых встреч, включая приезд в регион вице-премьера Валентины Матвиенко, министра здравоохранения Вероники Скворцовой.Мы должны не просто участвовать во всех федеральных проектах и программах для регионов, а стремиться быть впереди других. Например, благодаря тесному взаимодействию региональной и федеральной власти у Астраханской области появился шанс на выделение дополнительных целевых средств на ремонт, реконструкцию и строительство мостов: именно астраханская инициатива стала отправной точкой для доработки нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Нам нужно пересмотреть правила работы с бизнесом, который хочет работать в области и пользоваться ресурсами региона. Сейчас есть законные претензии со стороны предпринимателей по поводу административных барьеров. Мы готовы максимально убрать препоны на пути развития бизнеса, но в ответ будем требовать полной социальной ответственности. Прежде всего, перед своими работниками: обеспечение достойных зарплат и социальных гарантий, создание комфортных условий труда. Мы за честные и долгосрочные отношения с бизнесом.
В треугольнике «федеральная власть - бизнес - региональная власть» заложены новые ресурсы и дополнительные возможности для развития региона.
Для достижения заявленных результатов правительству АО нужно разработать перспективные планы взаимодействия с федеральными министерствами по расширению участия региона в целевых программах и нацпроектах и предложения по созданию системы контроля их реализации.
Задача каждого министра - расширить внешнее взаимодействие, внедряя в профильные сферы лучшие региональные практики. Каждому министерству и ведомству поручаю в ближайшее время составить перечень таких практик.
Представленные приоритеты развития — это формула работы для представителей власти всех уровней. Задача команды, на которую я рассчитываю, - использовать все возможности в полной мере, подтвердить делами, что люди могут нам доверять. Повторюсь, нам важно сохранить талантливую молодежь, обеспечить младшему поколению благополучное детство, а старшему - комфортную старость.
С уважением, врио губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин
О двух предшествующих частях ("Где взять деньги?" и "Как защитить деньги от воровства?") в выступлении ничего нет.
Теперь несколько слов о "приоритетах" и путей их достижения.
Приоритет 1 (Цитата): "Достижение высоких стандартов социального обеспечения - миссия власти всех уровней".
Комментарий 1. Очевидно, что население области - халявщики, которые банально ждут подачку от власти.
Приоритет 2 (Цитата): "Областное правительство должно представить предложения по созданию новых рабочих мест в экономике региона и подготовить перечень мероприятий, стимулирующих повышение средней заработной платы".
Комментарий 2. Смотри комментарий 1.
Приоритет 3 (Цитата): "Поручение правительству: разработать обновленную систему критериев оценки эффективности работы чиновников".
Комментарий 3. Самим оценивать свою работу? Ловко!
Приоритет 4 (Цитата): "Мною даны поручения правительству области и главам районов по выработке механизмов комплексного решения проблемы [с питьевой водой и газом]".
Комментарий 4. Откровенно: руководство области не знает как решить эту проблему.
Приоритет 5 (цитата): "Сейчас внимание федерального центра к региону беспрецедентно. Это тот ресурс, который будет использован на все 100 процентов".
Комментарий 5. Страна многие десятилетия сидит на "нефтяной игле" (халяве). Область предлагают посадить на "федеральную иглу" (халяву).
Очевидно, что "федеральные инъекции" позволят обеспечить первую часть программы (см.выше). Однако "приток шальных денег" сделает практически невыполнимой вторую часть программы.
Мое мнение.
Сформулировать конкретные механизмы по повышению доходности регионального бюджета в полтора-два раза без привлечения федеральных средств. Некоторые механизмы (апробированные на практике), могу предложить и оказать действенную помощь в их реализации. Те чиновники, которые смогут "зарабатывать" деньги для области, должны получить возможность участвовать в распределении "федеральных потоков". Остальных - использовать на технических должностях или гнать вон.
«»а) усиление конкуренции со стороны регионов России за рынки сбыта, рабочую силу, инвестиции,,»…
Члены правительства, а ВАМ кто мешает решать эту проблему или ВЫ забыли , что живем не при социализме??
«»неблагоприятные последствия изменения климата региона»»….
Ощущение, что областные чиновники одни в пустыни САХАРА ?… Другим регионам легче ?….ИЛИ ИЗ СЕРИИ ПОПЛАЧЕМ, МОЖЕМ МОСКВА БАБЛА ОТВАЛИТ ??..Так что ли ?…Что ВЫ ДЕЛАЕТЕ ?
«»г) миграционный отток наиболее квалифицированных кадров в соседние регионы, отток населения из сельской местности в города;
д) усиление дефицита рабочих и инженерных кадров……»»»…..
Что жалится ?… Где кадровая политика ?..
Свои опытные, пользующихся авторитетом среди населения, кадры уничтожаем, не ценим, А ВАРЯГОВ притягиваем ?..
Или, как объяснить, что на должность министра здравоохранения области зав. отделения гор. больницы назначили . За «особые» заслуги перед правительством АО ?… Или Спирина возьмите, развалившего медицину Амурской и Самарских областей » обкак…ся», а к нам- пожалуйста .. И ЧТО ОН НАРАБОТАЕТ ?.. Понятно же, для чего приехал, да еще и не один....Чтоб в 4 руки … А СВОЙ АСТРАХАНСКИЙ ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК МИНЗДРАВА РФ , неоднократный депутат гор. думы, более 10 лет руководивший ( НЕ ПРОТИРАВШИЙ ШТАНЫ) Кировской БСМП ОРЛОВ Ф.В.сидит в поликлинике.. ТАК ОТЧЕГО МЫ ПЛАЧЕМ, ГОСПОДА ХОРОШИЕ?.. Некому работать ? ..Или Москва опять поможет….ЛЕГЧЕ НАПИСАТЬ, ЧТО НАИБОЛЕЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ НЕ ХВАТАЕТ И БЕГУТ ИЗ ОБЛАСТИ А министр транспорта из РО... Своих нет ?…. побыл полгода и сбежал, но при этом успел УВЕЛИЧИТЬ СВОЙ ДОХОД….А СВОИХ НЕ БЫЛО ? ИЛИ НЕ ПЫТАЛИСЬ ИСКАТЬ ?
«»и) увеличение общей смертности населения, в том числе пенсионного возраста»»..
Не понял… Голикова на всю страну объявляла, что у нас снижение смертности, а пенсионеры скоро будут доживать до 80 лет… Получается чиновники ей липу предоставляли в отчетах ?.. Не хорошо..
Так читаешь этот документ и становится жалко не жителей области (мы и так , как некоторые чинуши пишут, что мы чернь и убогие), а руководителей и чиновников…Они у нас бедные и голодные
Не удивлюсь, если скоро это приезжее сборище нахапается ( РАЗДЕРБАНИТ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ) и разбежится… У ПРИЕЗЖИХ НЕТ ЖЕЛАНИЯ РЕАЛЬНО РАБОТАТЬ И ПОДНИМАТЬ АО.. Им бы пожрать икорки , хапануть и свалить… А «»СТРАТЕГИЯ…….»-не более , чем бумага … для отчета в Москву , она все стерпит, да и скоро про нее наверняка забудут…Эти уедут-другие привалят