За гранью отчаянья. Астраханская область вновь была в центре внимания на минувшей неделе. Повод, увы, все тот же — пожар в многоквартирном деревянном доме.

Большого количества жертв (предыдущее подобное ЧП в поселке Молодёжный унесло 16 жизней) на этот раз удалось избежать, но один человек все-таки погиб.

По данным прокуратуры, всего в области на бочке с порохом, а это сравнение более чем уместное, если учесть, что дома там вспыхивают как спички, живут более шестисот семей. Вот только переселять людей из ветхих бараков, которые представляют прямую угрозу для их здоровья, никто не торопится.

Корреспондент НТВ Вадим Фефилов отправился на место, чтобы узнать, почему.

Гульнара Сундиткалиева: «А если бы дети у меня в доме сгорели? Администрация только и плюет на нас».

Отец Гульнары Сундиткалиевой был сантехником, он во время пожара в Аксарайском занимался ремонтом, выйти из огня не успел, хотя находился на первом этаже здания. Дома, спроектированные в Финляндии, как временные жилища для рабочих, сгорают за 15 минут.

Александр Жилкин, губернатор Астраханской области: «Мы хотим массового вселения по программе ветхого и аварийного жилья произвести в апреле. Тогда будет сдано сразу 14 домов. Сразу же, как только переселим, планируем снести район Плещеево и Бакинской. Там просто жуть. Если полыхнет, полгорода может сгореть».

Трагедия в Аксарайском всколыхнула прикаспийский регион так, что на всех этажах местной власти штормит в 9 баллов. Для перестраховки во всех 26 поселковых домах теперь дежурят милиционеры.

Олег Свирин, заместитель начальника УВД Астраханской области: «Каждый дом находится под контролем, обязательно закреплен сотрудник милиции. Дополнительно участвуют в этих мероприятиях все службы УВД».

Сама Астрахань внешне почти не отличается от отдаленного пострадавшего поселка. Еще в 1807 году указом Александра II было предписано снести все деревянные кварталы в городе. Но прошло 200 лет, а все осталось по-старому.

Клавдия Васильева: «Пусть нам хоть какое жилье дадут. Крышу над головой. Боимся, чтобы пожара не было. Сгорим, нам вообще ничего не дадут. Что ж мы все не российские россияне что ли?»

Гульнара Сундиткалиева, потерявшая отца в Аксарайском, живет в самом престижном районе Астрахани. 11 человек в двух маленьких комнатушках. В подвале, где еще год назад хранили картошку и соленья, на метр поднялась вода. Получился не подвал, а колодец.

Сабия Сапарова: «Приезжали наши власти, ну и что? У них затемненные окна, быстро пролетели и все. На наши дома и внимания не обращают».

Евгений Дунаев, независимый депутат Астраханской городской Думы «Парк машин у них обновился весь. У каждого чиновника машина, стоимость которой не меньше 2 миллионов. И все иномарки».

Осенью прошлого года Астрахань отметила 450-летие. Были приглашены звезды, поэтому улицы вроде подлатали. На ремонт центральной площади, как говорит один из депутатов городской думы, истратили крупную сумму.

Евгений Дунаев, независимый депутат Астраханской городской Думы: «Поменяли плитку — это есть весь ремонт. Этот самый ремонт плитки обошелся в 900 миллионов рублей. А ведь сейчас по рыночным ценам 100-квартирный дом стоит 100 миллионов».

В предыдущие два года из федеральной казны было выделено 4 миллиарда рублей на строительство социального жилья для астраханцев. Губернатор Александр Жилкин рассказывает нам, что хотя и с трудностями, но дело движется.

Александр Жилкин, губернатор Астраханской области: «47 тысяч семей проживает в аварийном жилье. И, конечно, в любой момент это жилье может сгореть. В марте текущего года сдается первый масштабный дом на 171 квартиру, в который будут переселяться люди из поселка Аксарайский».

У жительницы пострадавшего поселка прораба завода Марины Самсоновой в пожаре сгорел 6-летний сын Денис. Она вспоминает, что летом на общем муниципальном собрании решался вопрос, как обеспечить противопожарную безопасность. И один из местных руководителей настаивала на следующих приоритетах.

Марина Самсонова: «Она рьяно доказывала всему собранию, что мы дураки, а она — умная. Не надо пены, надо машину нам купить. Купили машину. Целый штат держат. По 12–13 зарплаты. И что, где результат?»

В Астрахани уже создан Союз погорельцев. Часть из 4 тысяч человек живут в бывшем общежитии профтехучилища. Бывшие учебные классы по 9 квадратных метров стали временными квартирами. Как известно, ничто так не постоянно, как временное. Орденоносец Валентина Касьянова четвертый год отбивает пороги начальственных кабинетов.

Валентина Касьянова: «Все говорят, что нужно подождать, и они все дадут. И орден у меня, но все равно только и слышу, что нужно ждать. Хожу 2–3 раза в месяц».

Прямо в центре Астрахани можно увидеть совершено сюрреалистическую картину: кухня в доме в самом центре, а угол наклона пола здесь 30 градусов. Но самое удивительное, что это жилой дом. Ему 110 лет. Здесь живут 3 семьи, то есть всего 12 человек. В народе этот дом называют наша Пизанская башня.

Между тем в этом странном доме живет цвет астраханской интеллигенции. Например, обладатель президентского гранта заслуженный учитель России Татьяна Савельева.

Татьяна Савельева, заслуженный учитель России: «Даже не обиталище — трущоба. 12 лет переписки с чиновниками и астраханскими, и московскими ни к чему не приводят».

НТВ