Занимаюсь фокусами с десяти лет, увлекаюсь ими до наших дней! Интерес к тайнам фокусов, познание секретов в реквизитах привели меня к становлению иллюзионистом.
Я участвовал и участвую на различных мероприятиях во многих организациях и учреждениях многих городов России и СССР (Рыбинск, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростовский район, Горький (ныне Нижний Новгород), Пятигорск, Ставропольский край, Черкесск, Астрахань, Тинаки, Кизляр, Махачкала, Трускавец, Юрмала, Уфа, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Москва, Волгоград), чтобы доставить радость зрителям, удивить их чудесами волшебства,магией фокусов.
Начиная со школьной юности в Рыбинской школе-интернате для глухих детей, я в пионерском возрасте покорял ребят занимательными задачами по арифметике и грамматике, ребусами, играми и фокусами со спичками и картами, просто фокусами, разнообразными головоломками, логическими задачами. Это помогло мне проверить свою смекалку, внимание, чувство юмора, знания, находчивость, наблюдательность. В школе проводились конкурсы смекалки, сеансы гипноза. Увлекался угадыванием готовых ответов, мыслей, чисел, семейными забавами с картами и т.д.
Карты были изобретены не только во Франции в средние века для развлечения какого-то скучающего короля, но и в Китае. В Европе карты стали известны со времён крестовых походов, а в Италии игра в карты существовала уже в 1379 году. В России карты появились в 17 веке. На фестивалях глухих иллюзионистов фокусы с картами пользуются особым фавором. Их мир весьма разнообразен. В картах порой видят некое магическое предначертание, которое заставляет относиться к ним с трепетом и благоговейным почтением. Карты для меня, как фокусника, сослужили хорошую учёбу и превосходную службу в развитии логики и сообразительности, помогли и помогают объяснить многие математические вопросы и комбинации. Математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В них же изящество математических построений соединяется с занимательностью. Подобных игр в школах (Рыбинск, Горький, Пятигорск) мной было проведено свыше ста.
Мы не знаем, какой трюк был самым первым и когда он зародился. Но я полагаю, что появление огня из ничего при помощи двух деревянных палочек, как замечательный трюк, случилось примерно 1,6 млн лет назад на первой стоянке, где люди пользовались огнем. Этой стоянкой была Чесованджа в Восточной Африке. Именно «человек выпрямленный» – эректус - первым стал практиковать огонь, который превратился в его гибких, ловко жестикулирующих руках в чудодейственное орудие труда, коренным образом преобразовавшее образ жизни, поведение человека, круг звучания и язык жестов. Первым автором трюка с огнем был жестовик, то есть эректус, не владеющий никакой звуковой речью или вообще не умеющий говорить. Он похож на современного глухонемого жестовым языком. У эректуса не было слов. У него форма реализации определённых звуков биологична, но вся функция жестового языка социальна. Звуковая же речь появилась лишь 25-30 тысяч лет назад. Итак, первым фокусником был «глухонемой»! Вполне возможно, что у первого в мире костра грелись ещё хабалисы и даже австралопитеки - предшественники эректусов. Они тоже не умели говорить и говорили лишь языком языков. Они тоже «глухонемые» мастера в фокусничестве с огнем. Благодаря жестовому сообщению примерно 0,5 млн лет назад огонь уже был распространен довольно широко. Эректусы начали пускать в ход огонь и готовили на нём пищу, которую прежде ели сырой. Издревле огню приписывали исцеляющее действие. Считалось, что огонь побеждает глухоту и немоту. В древности глухие «иллюзионисты», владея огнем, могли проходить сквозь него без всякого для себя вреда.
Ныне применение огня на фестивалях глухих иллюзионистов и на различных праздничных мероприятиях стало обычным явлением. Великий русский критик В. Белинский уместно говорил: "Мы вопрошаем прошлое, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло в будущем". Велика иллюзия "глухих" во времени!
Искусство показа фокусов зародилось почти за 5 тыс. лет до н.э. в Древнем Египте, где магия поднялась до вершин искусства. Предшественниками современных иллюзионистов были бродячие артисты, которые устраивали представления прямо на улицах. Среди них были и глухонемые, и глухие, и немые. Имя этих людей в древние времена было одно: убогие ("увечные") или странные ("бессловные", "безрассудные", "неразумные", "безмолвные", "безъязычные"). Притом "странными" называли глухих людей, как "сторонних, чудных, необычайных и особенных" (по В.Далю). В древних Афинах и в Древнем Китае глухие бродячие артисты были популярны благодаря номерам с кольцами, пиалами, серпантином, летающими бумажными бабочками, веерами и другими предметами. В отличие от своих китайских коллег глухие бродячие факиры применяли гипноз, таинство которого оставалось для европейцев загадочным и необъяснимым. Хотя описания индийских фокусов у глухих разноречивы, но слава этих фокусов прокатилась по всему миру и дошла до участников 11 Всемирного фестиваля глухих магов (2006, Санкт-Петербург), где мне довелось участвовать на комической магии. Подобными вещами, аналогичными номерами пользуются и наши коллеги - глухие фокусники на многих современных фестивалях (1995, 1999, 2004, 2007, 2011, Россия).
Я впервые принимал участие в III Всероссийском фестивале глухих иллюзионистов, который состоялся в Уфе в марте 2004 года. С этого времени я стал расширить программу номеров. Чтобы искусство фокуса жило, необходимо, чтобы разгадывали тайны мастерства, ведь от этого только повышается интерес к искусству иллюзии. Моими любимыми видами фокусов являются психологические фокусы: фокусы с различными предметами, с водой, с бумагой, с веревочками; исчезновение и появление предметов, их левитация, их магнетизм. Необходимо раскрыть свой актерский талант, без которого невозможно показывать те или иные трюки в кругу друзей, близких, дома или на работе.
25-26 ноября 2011 года в московском Театре Мимики и Жеста (ему в 2012 году исполнится 50 лет!) я принимал участие в юбилейном Пятом Всероссийском фестивале глухих иллюзионистов и представил сценическую магию. Участников фестиваля насчитывалось 8 человек из семи регионов России (Уфа, Архангельск, Красноярск, Астрахань, Киров, Самара, Тула). Номинации было четыре: магия комическая, магия сценическая, иллюзион, микромагия. В моем распоряжении имеется свыше 50 номеров. А в уме у меня свыше тысячи разнообразных трюков. Следующий Шестой Всероссийский фестиваль глухих иллюзионистов намечено провести и в Астрахани в 2013 году. Хочу надеяться на поддержку местной власти в этом плане. География участников должна быть шире: Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Бурятия, Туапсе, Ростов-на-Дону, Рыбинск.
Кроме того, на гастроли в наш город намерен прибыть коллектив великих глухих волшебников мира из Запорожья во главе со знаменитым иллюзионистом, мастером магии мирового уровня А. Резником, являющимся вице-президентом Всемирной Федерации глухих иллюзионистов.
Кто из местных властей в Астрахани поддержит это благое дело? Я хотел бы осветить выступление каждого глухого подлинного мастера искусства волшебства и бы желал, чтобы след этого света остался в душе любого, кто соприкоснулся с этим удивительным миром.
Владимир Гусев, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов, член Московской Ассоциации глухих иллюзионистов (МАГИ, с 2004),член Международного Общества глухих иллюзионистов (с 2006 г.),
"Факт и компромат" № 39, 16.12.2011 г.