Смотрю на любопытное объявленьице у кассы «Магнита». Вспоминаю, что когда-то подобное уже видел и читал. И не один раз. Правильно, такие строгие запреты висели чуть ли не во всех полупустых советских продуктовых магазинах. Особенно в конце правления коммунистов, когда привычный дефицит товаров и услуг превратился в острую нехватку всего необходимого. В первую очередь продуктов питания.
Что за зловещий призрак с прошлого века поселился в чисто капиталистическом супермаркете? Готовятся к серьёзным перебоям в поставках продовольствия или сверхажиотажному спросу? А как же тогда победившие импортозамещение?
Читаю до боли знакомые. «Весовой акционный товар (в одни руки) не более 6 кг. Штучный товар – не более 6 штук. На весь остальной товар действуют ограничения – не более 10 кг и не более 50 штук».
– Эти регламенты давно висят, – пояснила осведомленная в домашних торгово-закупочных отношениях супруга. – Началось с винограда и гречки. А потом и на другие покупки.
Судя по объявлению, застеклённому в добротную пластиковую рамку, оно здесь обосновалось давно и надолго. Что за глупости, ограничивать товарооборот в супермаркете – кристально капиталистическом рыночном предприятии? Чем бы это не объясняли гиперменеджеры: ажиотажным наплывом, наглостью перекупщиков и т.д. – всё равно, эти ограничения – карикатура на свободные рыночные отношения.
Чем больше товарооборот, тем лучше – выше доход и больше прибыль. Ради чего и строятся все эти торговые гиганты. Школьнику же понятно. Где рыночная логика – искусственно сдерживать продажу любой продукции или товаров? Наоборот, надо приветствовать набеги перекупщиков. Организовать для повышенного спроса доставку необходимого количества ассортимента. Вас, суперменеджеры, этому учить?
Или всё-таки, вирус планово-командной системы проник в торгово-капиталистический организм? И наши чиновники успешно приступили к «совершенствованию» его рыночной структуры. Но гипермаркет «Магнит» – не местный кооператив, форму работы которого местные начальники могут действительно изуродовать до неузнаваемости. Это сетевой торговый великан, копия широко известных монстров европейского образца. Только в отличие, скажем, от французского «Ашана», немецкого «Метро», голландской «Пятёрочки» и прочих «Реалов» с «Перекрёстками», учреждён отечественным предпринимателем. Все они дружно пустили глубокие корни и капитально обосновались на российской земле. Плохо, что при этом супермаркеты потеснили, а кое-где и разорили местные сети розничных продаж, магазины шаговой доступности, фактически основав огромную сетевую монополию. Получается, что они теперь успешно осваивают все преимущества своего доминирующего положения.
Прописная истина – чрезвычайно гибкие рыночные торговые сети европейского образца всегда быстро приспосабливаются к колебаниям спроса и предложения. Так они устроены. Но, оказывается, легко впитывают и административно- командные методы управления. Побороть перекупщика, завалив его товарами – надо ещё постараться и приложить усилия. Проще выполнить команду «сверху»: «не продавать, полки не оголять, цены держать».
Ни в коем случае не выгораживаю ушлых перекупщиков. Дело не в них, дело в нас. Эти запреты грубо нарушают права покупателей, от чего мы успели уже отвыкнуть. «Одну пачку в одни руки. Не более одной бутылки на человека». Противно и вспомнить. Интересно, а у себя на исторической родине эти сети также бесцеремонно относятся к своим клиентам? Сомневаюсь. Это у нас с этим, простите, особо не парятся. Проблему нарушения прав потребителей ограничениями и запретами лукаво обошли, «узаконив» право местных органов власти вводить такие ограничения на продажу товаров.
Только очень советский человек-чиновник сумеет соединить не соединяемое – рыночные и командные методы управления, наплевав на прибыль, закон и всякие там права потребителей.
Специально цитирую строчки закона, которые должны защитить нас от самоуправства владельцев торговых площадей (ст. 426 ГК РФ) «Договор розничной купли продажи является публичным и отказ любой коммерческой организации от заключения договора при возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, не допускается». Если перевести с бюрократического языка на нормальный, то самодурство торговцев в виде всяких ограничений и запретов – запрещено.
Но жизнь, особенно на бытовом уровне, подтверждает актуальность проблем, о которых с горечью писал ещё Салтыков-Щедрин почти двести лет назад: «Строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». Так что если сиятельным особам очень хочется, но нельзя по закону, они легко обходят запреты. «В целях стабильного обеспечения снабжения установить. Контроль возложить…» Это всем знакомые и распространенные строчки любой властной конторы как раз позволяющие обойти любой закон. В нашем случае это письмо ещё Роспромторга (пункт 22) с «разрешением», как это можно сделать: «По решению местных органов самоуправления на предприятиях торговли могут вводиться нормы отпуска товаров одному покупателю». Вот и всё. Где закон и где директива какого-то давно преобразованного министерства? Но ведь работает!
Чувствую, что найдутся оппоненты и скажут: «Не усложняй жизнь. Любой чиновничий запрет можно обойти. Стань несколько раз в нескольких кассах супермаркета, и проблема решена». Правильно. Так и делают скупщики-перепродавцы, и так обходят запреты те, кому надо. Речь же не об этом. Когда-нибудь мы станем жить по законам? Или вечно продолжим придерживаться понятий, безропотно подчиняться чиновничьим циркулярам и везде терпеть притеснения от кого попало?
Какого черта, спрашивается, торговые персонажи и связанные с ними местные начальники, ради собственных удобств тащат нас опять в эпоху коммунистических запретов и ограничений и прочего самоуправства? При социализме была острая нехватка всего самого необходимого и приходилось, действительно, регламентировать продажи. Для чего это стали делать сегодня, какая в этом острая необходимость? Зачем лишний раз помыкать, например, астраханцами, унижать их ещё и в магазинах? Нарушать закон, наконец.
Посмотрите интернет. Как ведут себя эти гипер, супермаркеты. Мало того, что задавили мелкую розницу и магазины шаговой доступности, они придерживаются очень жёсткой ценовой политики. Несмотря на публичные успокаивающие заявления собственников (а они в основном иностранцы), «держать цены» – этого не случилось. Сети и не собираются сокращать свои чрезмерные затраты. Они монопольно перекладывают их на производителей. Например, если раньше производитель возвращал сети пять процентов «внутренних бонусов», то сейчас в два раза больше. Никуда не ушли многочисленные маркетинговые поборы и т.д.
Правильно пишут эксперты, что торговые сети «как мощные пылесосы высасывают деньги из населения и выводят их за границу в огромных размерах». То есть действуют по безжалостным акульим законам рынка. Но куда исчезают тогда соответствующие их безукоризненные, уважительные правила обслуживания потребителей? И тут двойные стандарты? Я уже не говорю об открытом лоббировании интересов западных торговых марок, занижением их стоимости, игры с ценами на валюте – всё это, вольно или нет, но направлено на очевидную цель: придавить российских производителей и поддержать зарубежных. Впрочем, а можно ли другого ожидать от иностранного капитала в чужой стране? Увы, это тоже непреложный закон свободного рынка. Вопрос. Разве об этом не знали отечественные руководящие господа, допустившие такое количество иностранных торговых сетей на свою территорию?
Не стану, как местные чиновники, требовать каких-то ограничений и запретов для торговых сетей. Цель иная – добиться выполнения российских законов, которые запрещают отказывать покупателю в приобретении имеющихся в наличии товаров. Ни под каким предлогам или «разрешением» чиновничьих структур. То есть исполнения настоящих рыночных (и не суррогатных) правил торговли.
Но вернёмся к вроде бы отечественному гипермаркету «Магнит». Чтобы прояснить обстановку, направил письмо с вопросами (о которых идёт речь в статье) к руководству гипермаркета. Получил оперативный, обстоятельный и довольно уважительный ответ. В нём, в частности, говорится: «По результатам Вашего обращения приняты необходимые меры по надлежащему контролю деятельности магазина. В целях предупреждения возможных нарушений с персоналом магазина проведена разъяснительная работа о необходимости строгого соблюдения действующего законодательства “О защите прав потребителей”. Директор Хабаров Александр Владимирович».
Замечательная реакция на критику потребителя. Неужели действительно всё изменилось в плане норм продаж и других ограничений? Не поленимся, сходил в магазин на следующий день. Объявления с запретами в тех же рамках красовались на своих местах, презрительно запрещая из-под стекла. Спросил у кассы № 4, можно ли купить двенадцать килограммов сахара? Молоденькая продавщица на секунду задумалась: «Пробейте в двух кассах…». Тропой перекупщиков я воспользовался ещё в прошлый раз.
Николай Василич, журналист.
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 23 (682)
AST-NEWS.ru
Что за зловещий призрак с прошлого века поселился в чисто капиталистическом супермаркете? Готовятся к серьёзным перебоям в поставках продовольствия или сверхажиотажному спросу? А как же тогда победившие импортозамещение?
Читаю до боли знакомые. «Весовой акционный товар (в одни руки) не более 6 кг. Штучный товар – не более 6 штук. На весь остальной товар действуют ограничения – не более 10 кг и не более 50 штук».
– Эти регламенты давно висят, – пояснила осведомленная в домашних торгово-закупочных отношениях супруга. – Началось с винограда и гречки. А потом и на другие покупки.
Судя по объявлению, застеклённому в добротную пластиковую рамку, оно здесь обосновалось давно и надолго. Что за глупости, ограничивать товарооборот в супермаркете – кристально капиталистическом рыночном предприятии? Чем бы это не объясняли гиперменеджеры: ажиотажным наплывом, наглостью перекупщиков и т.д. – всё равно, эти ограничения – карикатура на свободные рыночные отношения.
Чем больше товарооборот, тем лучше – выше доход и больше прибыль. Ради чего и строятся все эти торговые гиганты. Школьнику же понятно. Где рыночная логика – искусственно сдерживать продажу любой продукции или товаров? Наоборот, надо приветствовать набеги перекупщиков. Организовать для повышенного спроса доставку необходимого количества ассортимента. Вас, суперменеджеры, этому учить?
Или всё-таки, вирус планово-командной системы проник в торгово-капиталистический организм? И наши чиновники успешно приступили к «совершенствованию» его рыночной структуры. Но гипермаркет «Магнит» – не местный кооператив, форму работы которого местные начальники могут действительно изуродовать до неузнаваемости. Это сетевой торговый великан, копия широко известных монстров европейского образца. Только в отличие, скажем, от французского «Ашана», немецкого «Метро», голландской «Пятёрочки» и прочих «Реалов» с «Перекрёстками», учреждён отечественным предпринимателем. Все они дружно пустили глубокие корни и капитально обосновались на российской земле. Плохо, что при этом супермаркеты потеснили, а кое-где и разорили местные сети розничных продаж, магазины шаговой доступности, фактически основав огромную сетевую монополию. Получается, что они теперь успешно осваивают все преимущества своего доминирующего положения.
Прописная истина – чрезвычайно гибкие рыночные торговые сети европейского образца всегда быстро приспосабливаются к колебаниям спроса и предложения. Так они устроены. Но, оказывается, легко впитывают и административно- командные методы управления. Побороть перекупщика, завалив его товарами – надо ещё постараться и приложить усилия. Проще выполнить команду «сверху»: «не продавать, полки не оголять, цены держать».
Ни в коем случае не выгораживаю ушлых перекупщиков. Дело не в них, дело в нас. Эти запреты грубо нарушают права покупателей, от чего мы успели уже отвыкнуть. «Одну пачку в одни руки. Не более одной бутылки на человека». Противно и вспомнить. Интересно, а у себя на исторической родине эти сети также бесцеремонно относятся к своим клиентам? Сомневаюсь. Это у нас с этим, простите, особо не парятся. Проблему нарушения прав потребителей ограничениями и запретами лукаво обошли, «узаконив» право местных органов власти вводить такие ограничения на продажу товаров.
Только очень советский человек-чиновник сумеет соединить не соединяемое – рыночные и командные методы управления, наплевав на прибыль, закон и всякие там права потребителей.
Специально цитирую строчки закона, которые должны защитить нас от самоуправства владельцев торговых площадей (ст. 426 ГК РФ) «Договор розничной купли продажи является публичным и отказ любой коммерческой организации от заключения договора при возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, не допускается». Если перевести с бюрократического языка на нормальный, то самодурство торговцев в виде всяких ограничений и запретов – запрещено.
Но жизнь, особенно на бытовом уровне, подтверждает актуальность проблем, о которых с горечью писал ещё Салтыков-Щедрин почти двести лет назад: «Строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». Так что если сиятельным особам очень хочется, но нельзя по закону, они легко обходят запреты. «В целях стабильного обеспечения снабжения установить. Контроль возложить…» Это всем знакомые и распространенные строчки любой властной конторы как раз позволяющие обойти любой закон. В нашем случае это письмо ещё Роспромторга (пункт 22) с «разрешением», как это можно сделать: «По решению местных органов самоуправления на предприятиях торговли могут вводиться нормы отпуска товаров одному покупателю». Вот и всё. Где закон и где директива какого-то давно преобразованного министерства? Но ведь работает!
Чувствую, что найдутся оппоненты и скажут: «Не усложняй жизнь. Любой чиновничий запрет можно обойти. Стань несколько раз в нескольких кассах супермаркета, и проблема решена». Правильно. Так и делают скупщики-перепродавцы, и так обходят запреты те, кому надо. Речь же не об этом. Когда-нибудь мы станем жить по законам? Или вечно продолжим придерживаться понятий, безропотно подчиняться чиновничьим циркулярам и везде терпеть притеснения от кого попало?
Какого черта, спрашивается, торговые персонажи и связанные с ними местные начальники, ради собственных удобств тащат нас опять в эпоху коммунистических запретов и ограничений и прочего самоуправства? При социализме была острая нехватка всего самого необходимого и приходилось, действительно, регламентировать продажи. Для чего это стали делать сегодня, какая в этом острая необходимость? Зачем лишний раз помыкать, например, астраханцами, унижать их ещё и в магазинах? Нарушать закон, наконец.
Посмотрите интернет. Как ведут себя эти гипер, супермаркеты. Мало того, что задавили мелкую розницу и магазины шаговой доступности, они придерживаются очень жёсткой ценовой политики. Несмотря на публичные успокаивающие заявления собственников (а они в основном иностранцы), «держать цены» – этого не случилось. Сети и не собираются сокращать свои чрезмерные затраты. Они монопольно перекладывают их на производителей. Например, если раньше производитель возвращал сети пять процентов «внутренних бонусов», то сейчас в два раза больше. Никуда не ушли многочисленные маркетинговые поборы и т.д.
Правильно пишут эксперты, что торговые сети «как мощные пылесосы высасывают деньги из населения и выводят их за границу в огромных размерах». То есть действуют по безжалостным акульим законам рынка. Но куда исчезают тогда соответствующие их безукоризненные, уважительные правила обслуживания потребителей? И тут двойные стандарты? Я уже не говорю об открытом лоббировании интересов западных торговых марок, занижением их стоимости, игры с ценами на валюте – всё это, вольно или нет, но направлено на очевидную цель: придавить российских производителей и поддержать зарубежных. Впрочем, а можно ли другого ожидать от иностранного капитала в чужой стране? Увы, это тоже непреложный закон свободного рынка. Вопрос. Разве об этом не знали отечественные руководящие господа, допустившие такое количество иностранных торговых сетей на свою территорию?
Не стану, как местные чиновники, требовать каких-то ограничений и запретов для торговых сетей. Цель иная – добиться выполнения российских законов, которые запрещают отказывать покупателю в приобретении имеющихся в наличии товаров. Ни под каким предлогам или «разрешением» чиновничьих структур. То есть исполнения настоящих рыночных (и не суррогатных) правил торговли.
Но вернёмся к вроде бы отечественному гипермаркету «Магнит». Чтобы прояснить обстановку, направил письмо с вопросами (о которых идёт речь в статье) к руководству гипермаркета. Получил оперативный, обстоятельный и довольно уважительный ответ. В нём, в частности, говорится: «По результатам Вашего обращения приняты необходимые меры по надлежащему контролю деятельности магазина. В целях предупреждения возможных нарушений с персоналом магазина проведена разъяснительная работа о необходимости строгого соблюдения действующего законодательства “О защите прав потребителей”. Директор Хабаров Александр Владимирович».
Замечательная реакция на критику потребителя. Неужели действительно всё изменилось в плане норм продаж и других ограничений? Не поленимся, сходил в магазин на следующий день. Объявления с запретами в тех же рамках красовались на своих местах, презрительно запрещая из-под стекла. Спросил у кассы № 4, можно ли купить двенадцать килограммов сахара? Молоденькая продавщица на секунду задумалась: «Пробейте в двух кассах…». Тропой перекупщиков я воспользовался ещё в прошлый раз.
Николай Василич, журналист.
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 23 (682)