Старинных астраханских домов, с которыми связаны различные городские легенды, в Астрахани великое множество.

К примеру, много загадок приписывают зданию Астраханской картинной галереи. Некоторые утверждают, что по ночам здесь видели призраки молодых людей, которые держатся за руки и издают странные звуки, похожие одновременно и на плач, и на смех... С годами легенда эта обросла новыми подробностями. Историю здания, в котором ныне располагается Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, «Хронометру» рассказала астраханский краевед, экскурсовод Ольга Яхияева.

Хозяев переселили на чердак

Здание это появилось в 1906 году на Большой Дмитровской улице (ныне переименованной в улицу Свердлова). Роскошный трехэтажный особняк построил для себя и своей семьи астраханский купец, меценат, городской голова Иван Николаевич Плотников. Строил несколько лет, с особым усердием, уделяя внимание каждой детали. Так появились просторные залы, изысканные печи, камины, а во дворе — два двухэтажных флигеля.

Но долго жить в этом доме семье Плотникова не было суждено. В 1917 году грянула революция, которая не обошла стороной и Астрахань. Счастливая и спокойная жизнь закончилась.

Многие фундаментальные здания в городе стали отдавать под «нужды государства». На время Плотникову удалось сохранить свой особняк, но в августе 1921 года новой властью было решено открыть здесь картинную галерею. А хозяев — самого купца, его жену, дочку и внучку — переселили на чердак. Некогда богатейшая семья города выживала, выполняя подсобные работы: топили в доме печи, убирали комнаты, подметали двор. За это получали скудный паек. А ведь глава этой семьи оставил Астрахани роскошное здание драматического театра, вкладывал средства в строительство общественных заведений, храмов...

Но главная трагедия семьи Плотниковых случилась через несколько лет. В середине 1920-х годов бывшего городского голову, почетного гражданина Астрахани Ивана Николаевича Плотникова расстреляли. Поговаривали, что убили его ночью во дворе собственного дома. Бывшему купцу тогда было около 70 лет. Оставшиеся члены семьи уехали в Петербург к старшему сыну.

По залам бродят немцы?

Величественное здание было свидетелем и других трагических событий. Осенью 1942 года немцы вплотную подошли к Сталинграду. Усадьбу Плотникова было решено отдать «под нужды войны», и в феврале 1943 года здесь расположился госпиталь, где содержались пленные немецкие солдаты.

Лекарств практически не было, еды не хватало даже астраханцам. Что уж говорить о врагах... Между тем, некоторые горожане воспоминают, что это были обычные люди, религиозные и незлобные.

— Один немец даже нарисовал портрет моей тетки, которая в то время работала в госпитале, — рассказала Ольга Яхияева. — А потом тайком, чтобы никто не увидел, передал ей его. Тетя рассказывала, что это был добрый и скромный молодой человек.

Из-за нехватки лекарств и еды пленные немцы умирали один за другим. Свидетели того времени говорили, что их просто складывали во дворе, а потом вывозили в общую яму.

А зимой 1944 года особняк Плотникова вновь превратился в картинную галерею и открыл свои двери для посетителей. И это несмотря на то, что при разборе вещей служители нередко находили забытые тела мертвецов... Говорят, тогда-то здесь и начали происходить разные загадочные явления.

Рассказывают, что иногда по ночам сторожа слышали странные стоны, крики, шепот. Время от времени срабатывала сигнализация, но охрана ничего не находила. Некоторые утверждали, что видели вереницу молодых людей в балахонах. Кто-то «окрашивал» рубахи, в которых ходили призраки, в белый цвет, кто-то - в черный. Но все говорили о том, что привидения двигались вереницей по залу, держались за руки и издавали непонятные звуки: то ли смеялись, то ли плакали.

— К примеру, муж моей сестры Виктор работал в галерее «по хозяйственной части», — сообщила Ольга Яхияева. — Он рассказывал, что однажды ему тоже довелось увидеть этих призраков. Ночью они ходили по залу, стонали... По его словам, балахоны у них были черные.

А еще поговаривали, что призраки эти были предвестниками несчастья, И якобы те, кто их видел, скоро умирали. Кстати, Виктор умер в том же году, в каком произошла его «встреча» с привидениями...

По легенде, спустя несколько десятилетий после войны в Астрахань приезжал католический священник. Побывал он и в картинной галерее. Священнослужитель сообщил, что это неотпетые души немцев никак не могут найти покоя. Он совершил молебен и пообещал непременно вернуться сюда вновь— освободить умерших пленников. Но через год священник погиб в автокатастрофе. А загадочные события происходят в галерее и по сей день...

Ольга ПОЛЯНСКАЯ,

"Хронометр-Астрахань" №28, 13.07.10.

КСТАТИ

Легенды ходят не только о самом здании, в котором расположилась галерея, но и об ее создателе — Павле Михайловиче Догадине. Он безвозмездно передал городу более 130 произведений русской живописи и графики, коллекцию автографов исторических деятелей, писателей и музыкантов, библиотеку и собственный дом, где до 1921 года располагалась галерея. За это ей присвоили наименование: «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина».

Потом музей трижды переименовывали, а в 1958 году картинной галерее присвоили имя Бориса Кустодиева. Говорят, что это очень не понравилось ее основателю. В музее стали твориться непонятные вещи: ни с того ни с сего хлопали двери и окна, слышались странные звуки, шаги. Все это прекратилось в 2008 году, когда галерее вернули историческое название — имени Догадина.