Координатор по продвижению в соцсетях, специалист по мониторингу областных СМИ, блогер и просто красавица Анна Черкасова ответила на наши вопросы.
«ФАКТ И КОМПРОМАТ»: Анна, ты являешься координатором по продвижению в социальных сетях. Бытует мнение, что социальные сети в Астрахани уже не пользуются той популярностью, которая была несколько лет назад. Так ли это?
АННА ЧЕРКАСОВА: Напротив, есть обратная динамика: социальные сети для многих сейчас – это универсальный источник информации, место, где можно общаться с друзьями, играть, получать свою дозу развлечений. И всё это в одном месте! Социальные сети сейчас – это некая форма конвергенции многих социальных потребностей современного человека. Например, если ты подписан на новости газеты или информагентства, которому ты доверяешь, у тебя уже нет такой необходимости каждый раз специально заходить на их сайт – всё самое свежее, актуальное и интересное уже ждёт тебя в твоей новостной ленте. Очень удобно! И ещё одна тенденция: бизнес только недавно понял, что потенциальные клиенты сидят там, где им удобно – в социальных сетях. И уметь «влиться» в их день, рассказать своим френдам что-то новое, полезное, интересное – очень важно. Есть такое понятие – «эмоциональная привязанность клиента». Её сложно измерить в цифрах, но она достаточно эффективно работает на бренд, на его восприятие и на отношение к нему. Всю мощь этого понятия можно ощутить именно в социальные сетях. Астраханские бизнесмены начинают это понимать и активно создавать аккаунты в социальных сетях.
- Могут ли соцсети в Астрахани конкурировать с традиционными средствами массовой информации?
- На мой взгляд, у социальных сетей своя особая роль и путать её с ролью традиционных СМИ не стоит. Социальные сети – это удобный и эффективный проводник между читателем и СМИ. В социальной сети (в специально созданном профиле, разумеется) хорошо размещать «наживку» - тот самый лакомый и интересный читателям кусочек, который будет вести на официальный сайт издания, активно кликаться и читаться пользователями. Интересное фото плюс грамотно составленное превью – вот стандартная минимальная схема постов СМИ в социальных сетях. Есть очень много нюансов, которые привлекают «жителей» соцсетей, заставляют их проходить по ссылкам, но на них останавливаться, я думаю, не стоит.
- Анна, Насколько политизирован астраханский сегмент социальных сетей?
- О, политика - моя любимая тема! На самом деле местные политики тоже поддались этой тенденции, и из Живого Журнала плавно переместились в социальные сети. Особенно в этом плане радует председатель областного правительства Константин Маркелов. Всегда радует своими фотографиями с охоты и рыбалки, достаточно активно ведёт свои страницы в «Фейсбуке» и «Вконтакте»... Но самое главное – ведёт их сам, если не ошибаюсь! Губернатор Александр Жилкин тоже в последнее время стал всё чаще публиковаться во «Вконтакте».
- В каких социальных сетях и как ты бы порекомендовала продвигать себя и свои товары и услуги местным бизнесменам?
- Всё просто: продвигать себя и свою продукцию нужно в той соцсети, где сидят ваши потенциальные клиенты! Для этого нужно точно понимать, кто он – ваш клиент, чем он дышит, как проходит его день, когда он заходит в социальные сети, что его волнует... До недавнего времени было принято считать, что самая платёжеспособная аудитория сидит в «Фейсбуке», но последние статистические данные говорят о том, что аудитория «Вконтакте» подросла, а в «Одноклассниках» сидят не только многодетные мамы и пенсионеры. Другое дело, что контент, которым нужно заинтересовать аудиторию, может быть разным по характеру. У каждой аудитории свои ценности и вести работу в каждой из социальных сетей нужно, ориентируясь на эти самые ценности. Всегда давайте полезную информацию. Людей не стоит пичкать десятками постов о том, какие у вас цены и какие превосходная у вас продукция. Дайте своим френдам ту информацию, которая им реально пригодится. «Делайте» день своих френдов и подписчиков, сопровождайте их, будьте всегда на связи, радуйте и развлекайте их!
- Многие ли астраханские компании пользуются услугами по продвижению в социальных сетях? Что это даёт? Что останавливает тех, кто не использует данный маркетинговый инструмент?
- Как я уже говорила, астраханский бизнес вслед за крупными брендами только недавно начал активную экспансию в социальные сети. Дальновидные руководители компаний понимают всю необходимость присутствия в социальных сетях и активно пользуются всеми инструментами, которые сейчас предлагает интернет. Позиционировать себя не только как компанию, которая предлагает определенные продукты или услуги, но и показать, что все действия направлены на клиента и эти действия совершает команда профессионалов – вот что важно! В качестве примера могу привести агентство профессионального маркетинга «Весточка» и группу компаний «Пилот». Насколько мне известно, ребята активно учатся продвигать себя в интернете, у них действительно получается вовлекать аудиторию. Когда аудитория вовлечена, она лояльна, а значит, при прочих равных условиях выберет ту компанию, с которой хорошо знаком.
Астраханский бизнес, который пока ещё не представлен в социальных сетях и вообще в интернете, останавливает только одно – отсутствие знаний о том, как входить во Всемирную паутину, с чего начинать и за что хвататься, кроме головы. К счастью, есть те, кто готов протянуть руку помощи нуждающимся. Так, одна из астраханских компаний разработала специальный инфопродукт, в котором чётко и пошагово объясняет, как использовать интернет для дальнейшего продвижения своего бизнеса и расширения своей клиентской базы. Знания очень полезные и важные для предпринимателей, которые хотят использовать все имеющиеся ресурсы.
- Как специалисту по мониторингу астраханских средств массовой информации, какие плюсы и минусы региональных масс-медиа бросаются тебе в глаза?
- Я вижу значительный прогресс онлайн-сегмента: у всех крупных газет появились сайты, даже выпуски региональных теленовостей можно посмотреть в интернете. С трудом, правда, но можно. Хороша была задумка создать портал Astrakhan.tv, на котором были бы собраны эфиры региональных телекомпаний, но жаль, что идея не доведена до ума... Астрахани есть, куда расти в этом плане. Из любимчков могу выделить «Каспий.инфо» (который, кстати, ведёт очень грамотную работу в социальных сетях), «Пункт-А» и, разумеется, «Аст-Ньюс». Вот на кого стоит равняться.
- Что не хватает астраханским СМИ?
- Возможно, это мой замыленный взгляд, но астраханским СМИ не хватает яркости и иногда профессионализма. Есть ряд телеканалов, новостные выпуски которых я бы я не стала добровольно смотреть. Потому что всё шаблонно и наспех. В противовес этому себя позиционирует новый канал «Астрахань-24». Их посыл я бы сформулировала так – подача новостей через образы и авторское видение... Некоторые их успехи я для себя отметила. Опять-таки, нужно постоянно учиться и экспериментировать. Конвейер сюжетов - это ужасно. Даже для провинциального ТВ.
- Какое место на местном медиа-рынке, по твоему мнению, занимает наш еженедельник?
- У «Факта и компромата» своя особая ниша среди астраханских СМИ. Не все признают, но при этом читают всё. Под столом, закрывшись в кабинете. Астрахань – маленький город, где все друг друга знают, имеют общих знакомых и совместные дела, так что читают для того, чтобы получить ту информацию, которую не получишь в «Волге». Меня особенно радуют активные обсуждения на «Аст-Ньюс»: вот уж где точно видно, что Астрахань – большая деревня и все-все друг про друга знают.
- Твои пожелания «Факту и компромату» и его читателям?
- Читателям «Факта» желаю в наступившем году оставаться с газетой, быть с интернетом и соцсетями на «ты» и развиваться. А создателям и журналистам издания я желаю новых свежих идей, которые бы были активно поддержаны аудиторией. Вас читают, обсуждают, ищут в киосках, и это главное!!
ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТА»
Черкасова Анна Владимировна, родилась 29 марта 1991 г. Образование: Астраханский государственный университет (2009-2014), факультет филологии и журналистики, специальность – журналист. Не замужем. В качестве хобби недавно стала писать сценарии, вести свадьбы и юбилеи. Любимый вид отдыха: активный - лыжи или пешие прогулки. Любимое животное: кошка Дульсинея. Любимый исполнитель Sting. Любимый напиток - черный чай с чабрецом. Любимое блюдо – шашлык. Главное в жизни: саморазвитие и семейные ценности.
Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 1 (561), 10.01.2014 г.