Проблема цыган в Астрахани
Мимо внимания наших земляков не прошли события весной этого года в тульском посёлке Плеханово, когда со стороны компактно проживающих там цыган была применена физическая сила к газовикам, ликвидировавшим незаконные врезки в газораспределительную систему.

Получив отпор, цыгане и вовсе пригрозили применить огнестрельное оружие к остальному населению поселка, требуя, как минимум, оставить их в покое. Напомню, какой шокирующий эффект произвело в то время убийство котёнка одним плехановских цыган на виду у сотрудников полиции и журналистов…

Затем последовало убийство под Одессой восьмилетней девочки, закончившееся для остальных цыган, проживавших в том населённом пункте, погромами и выселением. Судя по такой реакции общественности, напряжение в отношениях существовали давно и именно это привело к расправе над всеми цыганами, независимо от того, были они причастны к преступлению или нет.

«Цыганская» эпопея нашла продолжение и в недавнем происшествии со стрельбой в Екатеринбурге, когда до сих пор нет определённого ответа, кто виноват и что с этим всем делать.

Проблемы с цыганами не обошли стороной и Астраханскую область. Одним из самых громких происшествий с участием этой народности стала массовая драка 19 августа 2015 года. Похищение невесты со свадьбы привело к рукопашной, в которой сошлись около 150 цыган. После прибытия к месту происшествия наряда полиции, дерущиеся стали забрасывать представителей стражей порядка кирпичами. Что любопытно, невеста была похищена со свадьбы собственными родственниками, у которых её и похитили ранее. Беглецы были настигнуты в посёлке Морской, где и произошло «цыганское побоище». Для ликвидации последствий столкновений понадобилось участие сил ОМОНа.

Помимо посёлка Морской, астраханские цыгане проживают в районе Мостстроя, больницы имени Кирова, посёлков Янго-Аула, Свободный и в других местах. Общая численность проживающих в регионе цыган, по данным переписи 2010 года, составляла приблизительно пять с половиной тысяч человек. Однако нужно учитывать, что за последнее время количество цыган в области могло несколько увеличиться.

Прирост цыган, помимо повышения рождаемости, вызван и миграционными процессами. Покидая неблагополучные в экономическом отношении страны ближнего зарубежья, в основном Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан и Киргизию, они стремятся в Астрахань: кто на сезонные «заработки», кто с прицелом на постоянное проживание. За последние два года число цыган, приехавших на астраханскую землю из этих стран (в основном из Узбекистана) составило приблизительно 13 тысяч человек.

Но если вы думаете, что они хотят работать на предприятиях нашего региона или в сельскохозяйственном секторе – вы ошибаетесь. Приезжающие в Астрахань цыгане пополняют «криминальную армию». В сферу их деятельности в основном входят попрошайничество, под прикрытием которого существует мошенничество, вымогательство и воровство. И это лишь видимая часть айсберга.

Основная деятельность цыган в России включает скупку краденого, проникновение в жилище граждан под видом работников социальных служб, торговлю наркотиками, а также, конечно же, песни и танцы. К вам могут прийти с просьбой разменять крупную купюру, и вы лишитесь ценных вещей и денег. В вашу дверь постучат, попросив воды, и вы лишитесь ценных вещей и денег. Вам предложат снять порчу, и вы лишитесь ценных вещей и денег.

Редко кто из наших земляков после общения с цыганами может рассказать историю со счастливым концом. В большинстве случаев это будет повесть, больше напоминающая полицейский протокол, основанный на криминальном происшествии.

К тому же цыгане традиционно испытывают трудности с социальной адаптацией, поскольку их образ жизни не включает общественно полезный труд, конституционные обязанности человека и гражданина.

Жёсткая иерархия цыганского сообщества, соподчинённость, обособленное существование, даже в том случае, когда их поселения расположены в черте населённых пунктов, вызывают если не общественный протест, то настороженное отношение со стороны жителей региона.

И в этом ничего удивительного нет.

Многие из нас, проходя по площади перед железнодорожным вокзалом, видели стайки цыган, постоянно перемещающихся от одного прохожего к другому. Попавшего в их сети человека легко отличить, по тому, как он сосредоточенно пытается понять, что же ему говорит эта колоритная особа, окруженная со всех сторон такими же, как она галдящими женщинами или ребятишками. Такие же стайки можно увидеть у ТРЦ «Ярмарка», на рынках и в других местах Каспийской столицы.

Самое главное, что надо понимать в этой ситуации, нельзя оставлять человека в руках этих поднаторевших в своём криминальном деле аферисток.

Приведём несколько примеров того, как приходится буквально выцарапывать жертву из их лап. Итак, рассказ из первых уст: «Стоит парень, перед ним – цыганка, держит его за руки и что-то быстро-быстро говорит. Парень молодой, по виду – приезжий. Подхожу, беру его за плечи и буквально выдёргиваю от неё. Отведя шагов на десять, объясняю ему, что такое цыгане. Парень удивлённо пялится на меня, но потом, поняв то, что я ему пытался донести, кивает и направляется в сторону троллейбуса. Естественно, проклятия из-за спины».

Во втором случае этот же человек практически успел предотвратить воровство: «Стоит мужик, с сумкой, вроде как адекватный. Подхожу и силой за плечи увожу его в сторону. Но в этот момент подбегает ещё одна цыганка и начинает чуть ли не по карманам ему шарить. В конце концов, отошли чуть дальше, он проверил карманы, оказалось мелочь украли, а кошелёк в сумке не достали. Поблагодарил, ушёл».

Иными словами, среди белого дня обычного человека, попавшего в сети цыган, начинают обшаривать на глазах у многочисленных прохожих. Лишь неравнодушие проходившего мимо молодого человека спасло его от более крупной кражи денег.

В третьем случае всё обернулось с неожиданной стороны. Вместо благодарности за помощь, наш герой едва не стал «соучастником». Вот как он об этом рассказывает: «Тот же вокзал, то же место, стоит женщина, цыганка её “обрабатывает”. Подошёл, попросил отойти со мной. В доходчивой манере рассказал, что это за место и что за люди к ней подошли. В ответ же на это услышал, что, мол, я сама знаю, что делать – “Иди отсюда, мальчик”. Ладно, зашёл в здание, отстоял очередь и заодно закупился продуктами. Выхожу и вижу, как эта самая женщина что-то объясняет полицейскому. Шагов через двадцать раздаётся крик: “Вон он!”. Оказывается, её обобрали до нитки, а я всё видел! Дальше было минут двадцать объяснений с полицией. Лишь потом сержант отпустил меня и чем дальше всё закончилось, я уже не знаю».

Три эпизода, позволяющие констатировать, что все эти невинные предложения «погадать» про судьбу и разрешить проблемы с порчей, лишь предлог для совершения более тяжких преступлений. При этом мы затронули лишь ту деятельность, которая протекает практически перед нашими глазами.

Остаётся лишь посетовать на наше равнодушие, на бездействие органов правопорядка, так и не нашедших до сего времени эффективных средств противодействия против этого бича многих городов нашей Отчизны.

Очевидно, что решение «проблемы» цыган лежит в государственной сфере. Вернее, в эффективном исполнении всеми органами власти своих обязанностей. Цыгане являются гражданами Российской Федерации и обязаны пользоваться всеми законными правами, при соблюдении обязанностей гражданина нашей страны.

Иными словами, они должны декларировать свои доходы. Они обязаны нести ответственность в случае нарушения законодательства России. И если цыганское пение и танцы, гадание и попрошайничество в нашей стране не подвергается преследованию, то за воровство, незаконную торговлю ширпотребом и наркоторговлю эта этническая группа граждан России обязана нести ответственность по законодательству нашего государства. Иного решения данной проблемы не существует.

Другое дело, что коррупция, неэффективное исполнение своих профессиональных обязанностей позволяет существовать криминальному «цыганскому государству» в государстве.

Матвей Белгородцев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 36 (695)