В 2013 году в министерстве экономического развития Астраханской области состоялась встреча заместителя министра Леонида Кучерука с астраханскими предпринимателями. На ней обсуждалась возможность участия астраханцев в ярмарке социального характера в Казахстане. Были выбраны основные направления торговли, местные предприниматели охотно согласились участвовать в проекте, тем более что инициатива исходила именно от казахстанской стороны. В кратчайшие сроки были сформированы грузы, и первая колонна с астраханскими товарами пересекла границу, отправившись в Атырау.
Встретили тепло, благодушно. Определили места торговли. Сама ярмарка расположена у тамошнего стадиона и чтобы представить её себе, можно просто вспомнить аналогичные ярмарки в Астрахани. Тамошнему населению понравились и цены, и, главное, качество астраханской продукции. Стоит отметить, что производилась она именно в Астраханском регионе и помимо качества отличалась свежестью. А свежесть, как говорил классик, бывает только первая. Благодаря тому, что Астрахань – ближайший российский город к Атырау, астраханцы заметно выигрывали на фоне поставщиков других российских регионов.
Эксперимент был признан успешным всеми участниками, количество астраханских товаров увеличилось, количество машин с астраханскими номерами и количество торговых точек также возросло. Стоит заметить, что тамошние предприниматели, торгующие продовольственными товарами, реализуют закупленное в самой Астрахани, то бишь приезжают сюда, затовариваются и уезжают обратно. И всё это происходило в одном месте. Местное население Атырау очевидно голосовало ногами - к астраханцам выстраивались очереди. Вы помните очереди за продуктами? Но вызвано это было не дефицитом на местном рынке, а именно сознательным выбором людей.
Не прошло и года, как начались первые проблемы. Сначала мелкие, административные, но всё начинается с мелочи. Начались придирки то к качеству продукции, то к ценам, а дальше уже дошли до того, что не нравился конкретно продавец. Попытки уладить всё это на месте не увенчались успехом. Более того, некоторым был установлен запрет на продажу определённого вида продукции. Так, например, одному из областных производителей полностью запретили торговать кондитерскими изделиями, однако выход нашёлся - стали торговать другими товарами, привозимыми отсюда. В общем, социальная ярмарка в отношении астраханцев начала работать в режиме ручного управления. Арендная плата могла увеличиться вдвое ни с того, ни с сего без всяких на то причин и оснований. В случае возмущения начинались угрозы с возможными проблемами транспорта. Вплоть до снятия государственных номеров.
Местные же люди обратили на это внимание и стали возмущаться. Ситуация только продолжала ухудшаться. Разрешения конфликта не виделось, и тогда в Атырау случился митинг, на котором жители требовали вернуть доступ астраханцам условия для торговли на ярмарке в полном объёме. На митинге присутствовали и представители СМИ. После этого доступ основной части астраханских товаров был ограничен полностью, иными словами на ярмарку перестали пускать вовсе.
На рынке астраханских производителей и поставщиков отчасти заменили местные предприниматели, которые, как это уже было сказано, занимаются тем, что скупают в самой Астрахани продукцию всю подряд со складов. Здесь представлен довольно широкий выбор, но всё это уже лежит не один день и с целью сохранения напичкано консервантами, другими специальными веществами. Астраханцы же сами туда не ездили и начали делать это по инициативе нашего минэкономразвития. За счёт расширения бизнеса были открыты новые рабочие места для водителей и продавцов, были определённые планы работы, а теперь получалось так, что в трудный период позвали помочь, а потом попросили прочь.
Естественно, возникли вопросы и с ними обратились к Кучеруку, он спустил решение на своего зама Астахину. Та в свою очередь не сказала астраханскому бизнесу ничего из того, что им уже не раз приходилось слышать там, в Атырау от некой Алтынез Арсеновны, выполняющую административную роль на злосчастной социальной ярмарке. После этого о дальнейшем сотрудничестве речи быть не могло, и перспективное направление в рамках Таможенного союза было закрыто. С октября прошлого года прекратились поставки продукции мяса птицы, яиц, произведённых в нашей области. Перекупщики также закупались здесь и продолжали продавать там товар по тем же ценам, но гораздо худшего качества. Иными словами, вместо живой продукции продавали «химию».
Видимо, в это время в Атырау возмущение населения продолжалось, и организатор ярмарки решила сделать своеобразный ход конём. Приехала в Астрахань, пообщалась с представителями того же министерства экономического развития и через них вновь пригласила астраханцев принять участие в социально значимом проекте. Решив, что всё уладилось, астраханцы снарядили транспорт. По прибытии на место им было сказано, что яйцами торговать нельзя. Почему? По кочану. Ну, нельзя, так нельзя - долго ли привезти машину яиц и увезти её обратно? Каких-то 900 км, яйца это же кирпич, чего его не повозить? Да и вообще, это же просто здорово: приехать с грузом по просьбе, а в ответ услышать категорическое «нет». Что поделать, нет, так нет. Стали торговать тем, что было помимо яиц.
Всё это происходило в минувшие выходные. И если в субботу торговля ещё шла, то в воскресенье астраханцам сказали просто: торговля запрещена, уезжайте. Почему запрещена? Формальный повод нашёлся в том, что у гостеприимной принимающей стороны в тот день не работал интернет, и они не смогли получить списки продавцов, а если их нет в списках, то и торговать они не имеют права. В ответ было высказано недоумение и предъявлены все необходимые документы, однако тут уже пошли угрозы устроить неприятности на дороге, при прохождении границы. Ну и в качестве чего-то материального была показана фотография с открытой астраханской машиной, в которой лежали яйца. Вы представляете себе эту картину? Машина с яйцами! Того и гляди, могли бы и продать их местным, а те тому только и рады, ведь при одних и тех же ценах им пытались продать гораздо худшее и мелкое яйцо, а они всё хотели купить у астраханцев именно что астраханское. Фотографию сделал один хитрец, который попросил открыть кузов и сфотографировать товар. Ну, раз продавать запретили, то потом, видимо, хотели сказать, что вот, мол, смотрите, вчера мы фотографировали столько яиц, а сегодня их уже меньше - торгуете значит!
Однако все яйца были на месте и их благополучно собирались увезти обратно в Астрахань. Тогда эта же самая фотография была тут же объявлена как факт продажи яиц. Снова угрозы и призыв немедленно уезжать. Что и было сделано.
До того, как я узнал обо всём этом, сам хотел съездить в Атырау, посмотреть что там и как, давно там не был. Случай подвернулся, позвали съездить туда попутчиком. Теперь, примерно, понятно, что там и как. Я хотел было сказать в ответ на всё это, что нужно аналогично поступать с теми продавцами, чтобы зарубить вообще торговлю и чиновники с обеих сторон получили по шапкам и не мешали уже людям работать. Оказалось, что с Атырау к нам сюда продукцию никто и не возит. А чего возить, если там сами всё едят с астраханских складов?
Вот такой Таможенный союз, такая дружба прикаспийских государств, такая поддержка бизнеса в кризисное время. Да ничего страшного не будет - безработных станет больше, но на бирже труда всем денег хватит, жалко, что ли? И если я правильно понимаю, такие вещи должен контролировать региональное министерство экономического развития, ведь для чего тогда оно вообще нужно? Сидеть и смотреть на красное здание?
Жаль простых жителей Атырау и окрестностей. Между ними и такими же астраханцами вырастают искусственные стены из лжи, наплевательства и желания на ровном месте поставить калитку, чтобы деньги за проход брать. Причём вчера тебе говорят сумму в 5000 тенге, а уже сегодня утром увеличивают её вдвое, при этом ничего не изменилось ни в курсах валют, ни на самой ярмарке.
Чулпан Хаматов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 08 (618), 6.03.2015 г.