Наше предприятие – ОАО “Судостроительный завод “Красные баррикады” уже в течение последних четырех лет является экспортно ориентированным, 85 процентов оффшорной продукции которого поставляется через иностранные фирмы на обустройство углеводородных месторождений Казахстана и Туркмении на каспийском шельфе.
Должен отметить, партнерство с инофирмами-заказчиками значительно повысило организационно-технический уровень производства и обслуживающего его персонала, ведь мы работаем теперь по западным стандартам качества, обеспечения охраны труда, учета затрат, четкого исполнения условий контрактов по срокам сдачи и отправки потребителям объектов. В некоторые из них включаются инвестиционные проекты по модернизации производства, освоению новых технологий, например, сварки трехслойных труб, противопожарного покрытия металлоконструкций, подготовке или переподготовке судостроителей. Налажено деловое взаимодействие с отечественным морским Регистром судоходства, зарубежными классификационными обществами АВС, DNW, английским и германским Ллойдом. Все это способствует успешной работе, мощности предприятия загружены практически на 90 процентов, а судокорпусное производство даже перегружено, действует более чем в две смены.
Добившись в 2008 году весьма неплохого результата, сдав заказчику пять объектов на сумму 1,03 млрд. рублей, продолжаем наращивать темпы работ. С начала текущего года у завода уже приняты заказчиками буровая установка ЛАМВ-8, спецбаржа, два трубных стеллажа, жилой комплекс, еще несколько построенных объектов готовимся сдать в ноябре. В целом же годовой объем продаж должен составить 1,5 млрд. рублей, то есть рост этого показателя весьма внушительный, чтобы его достичь, пришлось организовать 350 дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
Основные усилия менеджмента предприятия направлены сегодня на исполнение контракта по сооружению баржи проекта 5495 для Туркмении по заказу фирмы Malaysia SDN BND, способной перевозить объекты весом до 6,5 тысячи тонн. Это, безусловно, очень сложная конструкция, но мы сумели получить заказ, выиграв тендер на его размещение.
Словом, на фоне продолжающегося финансового кризиса, общего спада производства, очень медленного развития отечественной судостроительной отрасли наше предприятие выглядит островком стабильности и надежности, несмотря на продолжающиеся попытки конкурентов дестабилизировать его деятельность. Можно было бы спокойно работать и дальше, ориентируясь на заказы, которые имеем практически до 2012 года. Однако есть проблемы, которыми руководство завода серьезно озабочено. Прежде всего это сдача Россией экономических и политических позиций на Каспии в условиях экспансии Запада на создание инфраструктуры по освоению нефтегазовых месторождений наших бывших союзных республик и Ирана. В том числе и предусматривающей перераспределение транспортировки добываемой на морском шельфе нефти, получаемого берегового газа в Китай, Турцию, другие европейские государства, минуя нашу страну. Этому процессу способствует то обстоятельство, что поручения Президента РФ, которые он дал еще в апреле 2007 года по строительству танкеров грузоподъемностью 60 тысяч тонн в ОАО “ССЗ “Красные баррикады”, созданию российской судоходной компании – основного транзитора каспийской нефти, до сих пор не исполнены. А ведь проиграв Каспий, существенно ослабим свое влияние в Казахстане, Туркмении, Азербайджане.
Весьма тревожит и отсутствие методов организации частно-государственного партнерства в работе по ускорению технологической модернизации судостроительного производства за счет возвратных бюджетных средств, предоставляемых лизинговой государственной компанией. Кстати, наше предприятие вполне готово к реализации такого пилотного проекта, у нас уже разработаны планы осуществления коренной модернизации цехов и участков, создания второго производства по выпуску плавбуровых установок, где согласованы направления соинвестирования средств крупных зарубежных компаний.
Беспокоит также очень медленное освоение месторождения им. Филановского, осуществляемое НК “ЛУКОЙЛ”. Ее президент В.Ю. Алекперов объявил, что в этих целях в течение пяти лет потребуется 200 тысяч тонн различных металлоконструкций. Это серьезная задача не только для “Красных баррикад”, но и для всех астраханских судостроительных предприятий. Однако если ЛУКОЙЛ объявит долгий тендер на размещение этих заказов, а наши объемы, опередив нас, сумеют заявить иностранные фирмы, то освоение месторождения еще более затянется. А не целесообразней ли компании заключать контракты напрямую с проверенными, давно сотрудничающими с ней исполнителями? Наше предприятие действует на рынке оффшорной продукции более 15 последних лет, имеет авторитет надежного партнера как у российских, так и зарубежных заказчиков, владеет солидным портфелем заказов на ближайшую и отдаленную перспективу. На прошедшей в Санкт-Петербурге выставке “Нева-2009” мы успешно провели переговоры с рядом потенциальных партнеров, заключили более чем на 40 млн. рублей контрактов на поставку заводу самого современного электросварочного и газорезательного оборудования, встретились с коллегами из других регионов, поделились мнениями по поводу нынешнего положения дел в судостроении.
Многие в преддверии намечаемой дополнительной приватизации государственных предприятий серьезно обеспокоены: в чьи руки на сей раз они попадут, не приведет ли это к разрыву организационного и технологического циклов производства по важнейшим промышленным и научным направлениям, что уже дважды происходило в современной России?
Сегодня в стране наблюдается, мягко говоря, нецелевое использование колоссальных средств, направляемых государством в реальную экономику и банковский сектор с целью их стабилизации. Скупка непрофильных активов, миллиардные бонусы, выплачиваемые за фактический развал работы предприятий и фирм, – все это, безусловно, не на пользу развитию отечественной экономики. В ней, к сожалению, пока, по-моему, мало людей, болеющих в первую очередь за судьбу страны, благополучие россиян, способных, вооружившись этими миллиардами, действительно поднять нашу индустрию на конкурентный уровень. Вот почему руководство страны должно, на мой взгляд, всерьез озаботиться поиском, воспитанием таких истинных патриотов своего Отечества. Придут они – Россия непременно станет экономически сильным государством.
В. ШАПОШНИКОВ, помощник генерального директора ОАО “ССЗ “Красные баррикады”
Газета "Волга" №161 (25640)