По данным специалистов, в Астраханской области обитает 60 видов рыб. Весенний период для некоторых из них – это время нереста, размножения. Часть из рыб старается метать икру в холодную воду, а другие – в тёплую. И ждут довольно долго, когда вода станет для этого таинства наиболее приемлемой. 

В нашем крае есть рыбы, которые уже в марте готовы к нересту. Потому что холодная вода, а в марте, как правило, вода ещё холодная, а холодная вода для них благо настоящее. И ищут укромные места, чтобы освободиться от созревшей икры. Надо сказать, что у нас одной из самых первых является щука. Для неё вполне достаточна температура воды всего 4-5 градусов. А это обычно бывает в конце марта, начале апреля. Любительницей холодной воды можно считать белорыбицу. Она начинает готовиться в ноябре, когда вода быстро остывает и иногда даже покрывается ледком. А вот довольно редкая у нас рыба – налим. Во всяком случае, в последние годы её стало немного, так вот уже в январе уходит на нерест. И нерестится прямо подо льдом. Все названные рыбы можно считать холодостойкими. К ним относится большой отряд рыб наших, местных. Казалось бы, им водичку потеплее, а они норовят оставить потомство в холодное время года. Другие рыбы предпочитают тёплое время: конец весны – начало лета. Именно тогда у них начинаются «любовные игры». А на их языке – нерест.

Некоторым рыбам приходится торопиться жить, потому что их век короток. А другим торопиться не следует. Они живут долго. К примеру, белуга созревает, как человек. Примерно, к 16 годам. Не отстаёт от неё и севрюга. Она к 15 годам может участвовать в воспроизводстве поколения. Все остальные рыбы Волжско-Каспийского бассейна становятся половозрелыми в возрасте трёх-четырёх лет.

К сожалению, рыбы, а это в основном рыбы осетровых пород, не всегда успевают стать готовыми к созданию потомства. У них много врагов. В первые дни жизни – это хищники, а когда становятся взрослыми – браконьер тут как тут… И, можно сказать, благодаря только высокой плодовитости воспроизводства икры, они продолжают жить. И, скорее всего, будут жить долго. Если, конечно, человек не сживёт их со света своими действиями. Учёные подсчитали, самым, если так можно сказать, икристым считается сазан. Во время нереста он выпускает в воду до одного миллиона икринок. Щука способна выметать не менее 120 тысяч икринок. Плодовиты и некоторые другие рыбы Волжско-Каспийского бассейна. Те же, скажем, рыбы осетровых пород. Если бы не эта их способность и тяга к жизни – они давно бы уже все находились в Красной книге. Впрочем, уже находятся. 

Я коренной астраханец, поэтому долго без рыбы не могу. Когда терпеть больше уже невозможно, иду и покупаю рыбу. Делаю это в основном на Больших Исадах. Правда, не в крытом отделе рынка, а на специализированном. Там, где рядом овощи и фрукты. Цены, конечно, не могут не удивлять. Они практически каждый день новые. Ну уж если не каждый день, то в неделю один раз обязательно. Но качество продукции от этого не становится лучше. Покупаю, в основном, морскую рыбу. Потому что в ней мало костей, а пользы больше, чем в нашей местной, речной. Больше других из местных рыб привлекает сом. Наверное, потому, что, во-первых, жирный, а во-вторых, без костей. Да и цена приемлемая. К сожалению, довольно часто попадаю впросак. Пока рыба мороженая, недостатков особо не видно. А вот принесёшь домой, начинаешь размораживать, запашок иногда появляется. Не такой уж, чтобы есть нельзя, но ничего хорошего нет, когда рыба несвежая. Внешний вид неплохой. На что и покупаюсь. А вот качество желает лучшего.

Заморской рыбы на рынке значительно больше, чем местной. А тут ещё и такие страны фигурируют, как Норвегия. Казалось бы, выловленная в арктических широтах рыба, особенно сельдь, должна быть с самого высшего качества. Но так бывает не всегда. Это не может не огорчать. Ведь деньги за ту же, скажем, сельдь приходится выкладывать немалые. А за сёмгу, которую теперь и в солёном, и свежем виде можно купить без проблем, и вовсе не всем по карману. А между тем норвежская сельдь и лосось чуть ли не вся заражена кишечной палочкой. Об этом Россельхознадзор всё чаще и чаще ставит во внимание поставщикам. Почему же нет решений? Разве не никакой альтернативы? Разве нет у нас собственного рыболовецкого флота, который должен обеспечивать страну качественной рыбной продукцией? Или вся наша продукция, скажем, с Дальнего Востока, уходит ещё дальше на восток? Видимо, это так. И хотя наша морская рыба дороже импортной, её с охотой покупают. Вот и нет хорошей, качественной морской рыбы в наших магазинах. Вьетнамская есть, а российской я, например, не видел. Говорят, что нашу рыбу покупают с охотой, а потом, переработанную отправляют обратно в Россию в несколько раз дороже.

Проблем в российской рыбной промышленности много. Флот изношен более чем на 80 процентов. Топливо дорогое. А стало быть, себестоимость продукции не может не быть высокой. И она такая есть. Отрасль уже много лет не может подняться с колен. Так что дешёвой, качественной рыбы из собственных морей и океанов ждать ещё очень долго.

Борис Касаткин,


Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 15 (576), 18.04.2014 г.