Продолжаем вспоминать «чисто астраханские словечки»: исады
Сегодняшнее слово у астраханцев уже прочно ассоциируется со словом «рынок», хотя на самом деле имеет другое происхождение. И слово это – исады.

Изначально исады – от слова «иссаживать» – «высаживаться». И означало оно большую пристань, где разгружались какие-либо товары. Естественно, что именно возле этой пристани и было проще всего торговать – чтобы далеко не ходить. Так в XVI-XVII веках на берегу Кутума, и появился рынок Большие Исады, изначально кстати принадлежавший Иоанно-Предтеченскому монастырю.

При всех его известных недостатках это все-таки явление уникальное и его вполне можно считать своеобразной астраханской достопримечательностью. Все-таки настоящий восточный базар – такое не везде встретишь. Интересно, что такого же мнения (про достопримечательность) был около 130 лет назад известный краевед Адольф Штылько! Кстати, и его описание Больших Исад того времени вполне узнаваемо и сейчас. Если честно, читаешь и не понимаешь, что вообще принципиально изменилось за почти полтора века.

Многие задаются вопросом: раз есть Большие Исады, то где же тогда Малые? Этот рынок находился возле другой пристани – на Волге. Сейчас примерно в этом месте расположен Петровский фонтан, а в XIX веке там торговали всем подряд – и преимущественно рыбой. Современники описывали Малые Исады как рынок второй по величине, но первый по количеству и качеству рыбной продукции. Отголоски этого – рыбные садки – частично сохранялись и в советское время.

А нишу «первого рыбного рынка» теперь заняли третьи Исады города – Селенские. Названы они так по историческому району Селения, который располагается к северу от Кутума. Это самые известные Исады у гостей нашего города – ведь именно туда они идут за той самой астраханской рыбой. И чаще всего именно при их упоминании люди, живущие за пределами нашей Астрахани, узнают это необычное для них слово – исады.

Алёна Губанова