Продукты на астраханском столе
Производители продуктов питания всеми правами и неправдами проталкивают их на продовольственный рынок. При этом довольно часто вводят покупателей в заблуждение, маркируя тот или иной продукт надписями вроде вот таких: «эко» или «органик».

Кстати, сейчас стало модным ставить такую маркировку, подчёркивая этим, что данная продукция только натуральная и высокого качества. При этом экологически чистая. Ну как не купить продукт с такой яркой маркировкой? К сожалению, не редко это всего лишь маркетинговый ход.

В общем, получается, как в поговорке: не обманешь – не продашь. Маркетинг для того и служит, чтобы привлечь внимание покупателей и продать предложенное. И, в конце концов, оказывается, что продукт с маркировкой «эко» вовсе не «эко». При этом на государственном уровне нет пока твёрдых требований, ни системы сертификации для экопродукции.

Поддавшись на уловку маркетологов, которые уверяют нас, что продукция экологически чистая, произведена в экологически чистых регионах и не наносит вреда природе, мы как-то забываем страх перед генно-модифицированными организмами и продуктами. К тому же, производители стараются ставить на своей продукции отметку «Без ГМО». То есть, безопасная для потребителя. К сожалению, это не совсем так. Продукция с ГМО встречается, хотя на её пути стараются ставить заслоны.

Недавно в Астраханской области были проведены анализы на наличие в образцах продуктов генной модификации. Из 60 образцов один оказался с ГМО. Это, конечно, немного. Тем не менее, прецедент, как говорится, на лицо. Как заранее проверишь состав того или иного фрукта или овоща на наличие генетической модификации. Наличие пестицидов или гербицидов у нас в регионе, можно сказать, поставлено на поток. Проверка производится уже не первый год. А как быть с проверкой на наличие ГМО? Оказывается, некоторое время назад взял на себя эту функцию Астраханский филиал ФГБУ «Россельхозцентр». Приобретенный здесь амплификатор для исследования семян сельхозкультур и самих плодов способен точно определять состав проверяемого образца. Итоги проверки будут зафиксированы в специальном протоколе. Это и служит основанием для реализации представленной продукции.
Так что хочет этого или не хочет производитель, но он должен размещать на упаковке своей продукции информацию о содержании ГМО.
В Российской Федерации ещё четыре года назад, в 2014 году, был принят федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» в части введения ответственности за отсутствие на упаковке продукции информации о содержании ГМО. Если это будет сделано, предприниматели и предприятия нарвутся нас серьёзные штрафы на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Юридические лица будут наказаны ещё строже. Им грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

В последнее время в нашей стране были разработаны новые стандарты для целого ряда продуктов. В том числе для хлебобулочных изделий. Не секрет, что в последние годы хлеб наш здорово подмочил свою репутацию. В нём пока нет генетически модифицированных добавок. Однако некоторые нежелательные добавки присутствовали. Это допускалось согласно стандарту 2012 года. Производитель мог добавлять в хлебобулочные изделие муку так называемого общего назначения. Теперь для производства хлеба будет разрешено использовать только хлебопекарную муку.

Новые государственные стандарты также вводят ограничения по максимальному содержанию сахара и жира. Раньше ограничивался только нижний предел. Масло и сахар – это элементы нездорового питания и людям, которые следят за своим здоровьем, важно знать их содержание в продуктах. Поэтому сейчас стоит задача сделать русский хлеб вкусным и полезным, каким он был в прежние годы. И не удивительно, что были отклонены предложения производителей разрешить добавлять в хлеб в качестве ингредиентов печально известные пальмовое масло, а также жировые продукты вместо растительного масла. Однако по новым ГОСТам возможны только изменения, предусмотренные в правилах взаимозаменяемости сырья, разработанные ещё во времена СССР. Молоко цельное можно заменить сухим, яйца на яичный порошок, дрожжи прессованные на сушёные.

Борьба за качество продуктов питания началась, можно сказать, по всем фронтам. Недавно, к примеру, был внесён на обсуждение в Госдуму законопроект о регистрации региональных брендов, предполагающий более мягкий правовой режим охраны и защиты местных продуктов и товаров. Особенно продукции сельского хозяйства. Это необходимо потому, что очень уж много фальсификата стало появляться в торговых сетях. Нередко подделывают и качественные продукты местных производителей, которые зарекомендовали себя только с положительной стороны. А так как хороших качественных товаров на собственном местном рынке мало проходимцы разных мастей, пользуясь бесконтрольностью, подделывают их безбожно, выдавая за оригинальные.

Чтобы упростить процедуру регистрации региональных брендов, депутаты Госдумы выступили с инициативой внести в Гражданский кодекс специальные статьи о защите индивидуальной собственности, каковыми являются региональные бренды.
В Астраханской области уже зарегистрировано несколько брендов. Они теперь на законодательном уровне защищены от фальсификации.
Все знают, как много претензий у контролирующих органов было к молоку и молочной продукции. Претензии к качеству остались. Качество должно улучшаться. А вот при регистрации бренда сделаны некоторые поблажки. К примеру, теперь не обязательно, чтобы коровы паслись на определённом лугу, как выдвигалось раньше. Теперь достаточно, если хотя бы одна важная стадия производства будет осуществляться в регионе, обозначенном на упаковке.

И ещё один важный аспект. Молочные продукты с добавлением растительного жира больше не должны будут называться «молоком», «кефиром», «сливочным маслом» или другими молочными названиями. Более того, они не смогут называться и «творожным» или «сметанным продуктом», если в их составе есть консерванты, стабилизаторы и растительные жиры, потому что с 15 июля текущего года вступили в силу изменения в техническом регламенте «О безопасности молока и молочной продукции». Именно в этом регламенте уточнены понятия и классификации молочных продуктов с заменителями молочного жира. Теперь такой товар должен называться «молокосодержащим продуктом с заменителем жира».

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №29 (789), 2018 г.