И эта некомпетентность результат отсутствия ответственности бюрократов и системы их сменяемости. Это показывает выступление Вячеслава Локосова, доктора социологических наук, профессора, директора ИСЭПН Института социологии РАН (сборник «Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. Материалы VII Международной научно-практической конференции», Москва, 30 ноября 2021 г.).
Локосов начинает с примера о том, что российская фармацевтика тотально зависима от импортных поставок. Ответственные за программу импортозамещения в отрасли это знают, но в течение долгих лет ничего не предпринимают для исправления ситуации – «лишь 6% субстанций для стратегически важных лекарств производятся в России». Далее Локосов продолжает:
«Аналогичная ситуация – со Стратегией пространственного развития РФ до 2025 года, конкретные авторы которой также не известны (курировало её подготовку Министерство экономического развития). В качестве иллюстрации уровня подготовки данного документа руководитель Центра стратегических исследований Московской школы экономики МГУ В.Квинт приводит следующий пример: в приложенном к Стратегии «Перечне перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации» у 39 регионов на первом или втором местах стоит производство… автоприцепов или полуприцепов. Даже у такого субъекта федерации как Санкт–Петербург в перечне перспективных экономических специализаций на первом месте стоит всё то же производство полуприцепов. В то же время, научная деятельность занимает в этом перечне лишь предпоследнее место – и это у признанного научного центра с вековыми традициями в области научного развития, а строительство ледоколов – традиционная специализация северной столицы, особенно востребованная с учетом декларируемых планов по освоению Арктики и вовсе отсутствует.
Причиной появления подобных «абсурдных документов» является организация их подготовки. По словам В.Квинта, на федеральном уровне производитель работ – министерство, по сути, осуществляет и их приёмку, то есть, отсутствует независимая внешняя экспертиза; на региональном уровне разработка стратегий и вовсе превратилась в профанацию: по стране разъезжают команды мошенников, предлагающих для разных регионов одну и ту же стратегию, иногда даже забывая изменить название субъекта РФ.
С чем же связана возможность подготовки из раза в раз столь некачественных документов стратегического характера? Очевидно – с отсутствием принципиально важной для эффективной системы управления обратной связи, а именно – отчёта об исполнении принятых документов с разбором причин неисполнения и соответствующими санкциями в отношении ответственных должностных лиц.
Действительно, так называемая «Стратегия-2010» (утверждена в 2000 году) была реализована на 36%; «Концепция долгосрочного социально–экономического развития РФ на период до 2020 года» (от 2008 года) дала сбой при первых же дуновениях кризиса 2008 года и далее не выполнялась; «Стратегия-2020» (от 2011 года) реализована лишь на треть; в почти половине направлений, включая стимулирование несырьевого экспорта, не выполнено полностью ни одного пункта; многие меры реализованы формально, с искажением заложенных в них принципов или имитацией выполнения; полностью реализовано лишь 6,8% предусмотренных мер. Стоит ли в подобной ситуации удивляться нынешним проблемам с импортозамещением важной для населения и экономики продукции? Как говорится: какое планирование, а, точнее, качество управления – такое и развитие».