На ашулукском полигоне, унёсшем в этом году несколько жизней солдат, меры по устранению нарушений несения службы и быта солдат не устранены. После жалобы солдат в Астраханский комитет солдатских матерей на место разобраться с ситуацией прибыли представители комитета и уполномоченного по правам человека области, руководство Харабалинского района. И если за пределами военной части правозащитники пытаются решить проблемы, основываясь на российских законах, то военные стали давить на солдат, лишая их малейшей связи с гражданским миром.

Вот какое письмо в газету пришло от местного Комитета солдатских матерей:

«Уважаемая газета «Факт и компромат», направляем вам письмо, поступившее в комитет солдатских матерей от родителей солдат, проходящих службу на полигоне Ашулук. Скорее всего, вместо слов «военная служба» подойдет – «рабство», насилие над личностью, угнетение. Остается неоспоримым то, что нарушения, о которых говорили солдаты, подтвердились.

Страшное то, что военные считают происходящее нормальным, мол, другие тоже грузят тяжелые ящики с боеприпасами, тоже спят в палатках, где нет даже тумбочек для личных вещей и туалетных принадлежностей, нет воды для питья и для мытья рук. А то, что котел в бане сломался - так починим, и тепло в палатки нагоним, и рентген потом больному сделаем, и сало с чаем потом организуем в ночное время. Так, может, надо было бы сначала все организовать, подготовить тыловым службам, а потом загонять мальчишек? Да и надо ли мальчишек? Министр обороны Сердюков заявлял неоднократно - солдаты будут заниматься только военной службой, а плац подмести или картошку почистить - для этого у нас созданы гражданские службы, мы им за это деньги платим! Вот, вот за хозяйственный работы деньги платим, наши с вами деньги налогоплательщиков. А за тяжелый физический труд, сопряженный с риском для жизни, зачем платить, ведь там солдаты… И что они могут возразить командирам? То строили дачи генералам, а теперь... И самое страшное, что военная прокуратура смотрит, смотрит и, видимо, не может увидеть очевидного? Это хорошо, что ребята не стали терпеть издевательств и открыто заявили об этом, возможно, избежав, не дай Бог, трагедии как 23.08.2011, когда погибли люди от взрыва снарядов.

Пора прекратить эти нарушения в армии и принять решение не только по этим двум, но и по всем остальным срочникам. Подготовкой и проведением утилизации должны заниматься специально подготовленные подразделения, имеющие лицензию, предусмотренную постановлением Правительства РФ. И никакой генерал или полковник не может отменить Законы РФ! Пример: если где-то нашли один невзорвавшийся снаряд, эту территорию оцепляет милиция и ждёт, пока не приедут спец подразделения, и не погрузят снаряд в машину для вывоза его подальше. А солдат-срочник может все - и грузить, и взрывать, и деньги за это не получать!

Мы поддерживаем слова президента Д. Медведева, сказанные 21.11.2011 о том, что утилизацией должны заниматься специальные структуры. Соотношение 90 % военнослужащие, а всего 10 % спец подразделения - должно измениться. Солдат надо беречь. Это не только военные, но и, прежде всего, наши полноправные граждане РФ!

А.В. Салин, Л.И. Гарливанова, Астраханский комитет солдатских матерей».

А вот какое обращение к заместителю командующего Южного военного округа Жарову В.Л. написали родители солдат Новожилова Михаила и Тетерина Александра уже после инспектирования военной части на полигоне Ашулук.

«После вашего отъезда наши сыновья подвергаются постоянному давлению, даже в госпитале комбриг требует от них отказаться от своих слов и от перевода к месту прежней дислокации п. Печенга Мурманской области, требует от них объяснительных.

Если забрали сыновей в армию для военной службы в мотострелковой дивизии, так пусть они служат. Вместо этого их, как рабов, заставляют батрачить, таскать тяжелые ящики, не давая элементарных условий для жизни (нет питьевой воды, горячей воды в бане, не оказывается квалифицированная медицинская помощь больным, нет тепла в палатках, не всегда есть свет).

Что это за армия? Если у министра обороны Сердюкова не хватает денег на специальные подразделения для подготовки и утилизации боеприпасов, тогда почему должны страдать наши сыновья? Пусть тогда министр обороны сам грузит эти разваливающиеся 100-килаграммовые ящики с боеприпасами. Пусть наши чиновники и депутаты посылают своих сыновей на такие работы, а не отмазывают от армии и не прячут их за границей.

И речь идет не только о наших сыновьях, но и о остальных мальчишках, попавших в железные лапы Министерства обороны!

Примите меры, наведите порядок!»

"Факт и компромат" № 37, 29.11.11.