Астраханской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Астраханской области проведена проверка исполнения исправительными учреждениями УФСИН России по Астраханской области законодательства об установлении административного надзора за осужденными за 2014 год, а также уголовно-исполнительного законодательства в части трудоустройства осужденных.

В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям действующего законодательства сотрудниками исправительных учреждений нарушаются сроки направления судебных решений об установлении административного надзора в органы внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания осужденных, допускаются факты необоснованного направления исправительными учреждениями в суд заявлений об установлении административного надзора, качество и полнота представляемых в суд материалов не всегда отвечает требованиям ст.261.6 ГПК РФ.

Выявлены многочисленные нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части трудоустройства осужденных, а также федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, качестве и безопасности пищевых продуктов.

Проверка показала, что администрацией ФКУ ЛИУ-7, ИК-6 и ИК-10 для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должным образом не выполняются санитарно-эпидемиологические требования при организации питания осужденных в столовых, в том числе при приготовлении, хранении и реализации пищи.

Осужденные, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов и оказанием услуг в сфере питания, при выполнении данных работ осуществляют непосредственные контакты с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, не в полной объеме проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, администрации ФКУ ЛИУ-7 и ФКУ ИК-10 в нарушение уголовно-исполнительного и трудового законодательства трудоустраивают и допускают осужденных к работам в качестве сварщика, электромонтера и повара при отсутствии документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных является то, что они регулируются нормами как трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства. В ч. 1 ст. 104 УИК РФ законодатель конкретно указывает на ту часть трудовых отношений, которые регламентируются законодательством о труде. Время начала и окончания работы определяется администрацией исправительного учреждения. В соответствии со ст.127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска ко дню увольнения, независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовые отношения. При расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск должны применяться те же правила, что и при исчислении заработка за отпуск.

По результатам проверок установлены нарушения трудового законодательства в части не выплаты компенсации осужденному за неиспользованный отпуск при увольнении с работы.

В целях устранения нарушений федерального законодательства в адрес начальников ФКУ ЛИУ-7, ИК-6, ИК-10 принесены протесты на незаконные нормативные акты, по результатам рассмотрения которых, требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Начальнику ФКУ ИК-10 внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое находится на рассмотрении.

В ФКУ ИК-10 за указанный период привлечено 5 лиц, ФКУ ИК-6 – 6 лиц, ФКУ ИК-8 – 15 лиц, ФКУ ИК-2 – 6 лиц.

Помощник прокурора, младший советник юстиции И.В. Кузнецов