Всё это началось ещё прошлой осенью и пришло вместе с непонятной грустью, тоской, печалью.

В утренние часы на окраине города всегда пахнет одинаково хорошо, даже если сам запаха при этом не очень: смесь палёных листьев, лёгкий аромат сырости после предрассветного тумана и по-особенному яркое осеннее солнце доставляют последнее тепло прямо в сердце и душу. В общем — хорошо. Этой осенью я не услышал аромат горения прелых листьев. Поначалу, было, обрадовался.

«Ну, вот, думаю, наконец-то перестали жечь воздушные фильтры, и вся гадость, которую схватили за летний сезон листья, уйдёт подальше от города, увезут подальше на свалку, где и сожгут. Но там уже, более-менее, далече от города и не так опасно, хотя и оттуда ветер принесёт всё обратно. Так или иначе, листья осенью не горели, не тлели, и не шёл дым по улице вдоль открытых форточек и окон.

Потом наступили первые холода, а вместе с ними замёрзли грязные лужи, обратив дворы в слой непонятной застывшей массы, в которую вмерзал мусор, по которой торопясь двигались люди домой. Выметать его изо льда было невозможно, потому и не выметали, дожидаясь, видимо, пока снег застелет его, а там можно и снег убрать лопатами, посыпать дворы солью и уже тогда собрать растаявшую грязь в те же лопаты, закинуть в кузов грузовика и отправить подальше, предварительно перекурив с водителем на предмет нового начальника конторы, катающего на тойоте любовницу, а зарплату аккуратно задерживающего. Однако и поздней осенью ничего не изменилось — санитарные бойцы и их подруги с мётлами не вышли на битву по неведомым причинам. Так, разве что с утра пробегутся, соберут относительно крупный мусор и бутылки, которые не подобрали вездесущие бомжи. Что касается выброшенных вещей покрупнее и мелкого мусора, а-ля бычки соседей с балкона, так тут дело стопорилось.

К новому году у меня под окнами лежал плотный слой перегноя из окурков, почерневших листьев и даже целого кота, израсходовавшего одну из своих девяти жизней прямо перед моими окнами. Это можно было трактовать по-разному, но поскольку я человек не суеверный и считающий, что всё это от безделья и лени, то и тогда подумалось так: дворник прошёл мимо и просто забыл про уборку всего этого шлака. Вам это покажется невероятным: у дворников есть начальники и контролёры, так называемые старшие дворники. По бумагам каждая пядь земли астраханской ежедневно чистится-убирается, каждый клочок земли контролируется после работы дворников на предмет наличия мусора. На чистых белых листах бумаги формата А4 появляются чёрный буквы и синие печати: «Участок такой-то убран. Дворник такой-то, контролёр такая-то». Всё, после этого астраханцы могут, не боясь, вышагивать по дворам, тротуарам и даже улицам, чистым, замечу, по делам, работам, детским садам и более серьёзным учебным заведениям. За это получают зарплату дворники, контролёры, водители и т.д.. Просто представьте себе картину: посреди пустыни стоит город, который каждое утро нужно подмести и убрать. Каждый уголок, пусть даже и дурно пахнущий. Ведь не может быть такого, чтобы в наши дни какие-то улицы не убирались. И этого правда не может быть, т.к. по бумагам всё сходится, каждый квадратный сантиметр ежедневно причёсывается заботливыми руками тружеников гигиены.

Вы их не видите и не замечаете? Видите один мусор под ногами днём и ночью? Так это от того, что с момента уборки и до вашего выхода «в свет» нечестивые граждане загаживают город. Вот сразу после того, как дворники уходят, так они и начинают гадить. Даже не так, а вот как: идёт дворник, а за ним бежит целая толпа и разбрасывает мусор, а чтобы он сразу не улетел, так его, мусор этот, ещё заливают водой и специально примораживают. Астраханцы утром выходят: “Ну вот, снова срач во дворе, а ведь налоги платим исправно. Как же так?!» Злые языки прямо говорят: на осенне-зимне-весенний период армию дворников фактически демобилизуют до пятой части от заявленной численности. При этом, чтобы работники метлы и лопаты не роптали, им выплачивают приблизительно треть от суммы основной зарплаты и… разрешают не работать.

Дабы проверить такие слухи, я отправился пешком в рейд из центра города до района… «Сталино». Он же, завод этот, после лишения имени Сталина, точнее его псевдонима, даже псевдофамилии, стал именоваться «МСЗ», о котором никто ничего не знал. После чего его снова переименовали, и нынешнее название окончательно стёрлось из памяти народной и вернулось старое и доброе название — «Сталино». Пешком из центра до «Сталино» шёл я целых два часа, и вот почему. От пересечения улиц Кирова и Набережной имени 1-го Мая до Дома офицеров Краснознамённой Каспийской Флотилии по всем (!) тротуарам лежал бугристый слой льда сантиметра три в толщину. Приходилось максимально напрягать ноги и идти на согнутых коленях, дабы в случае опасности падения можно было бы относительно легко среагировать и вовремя стабилизировать туловище вертикально по отношению к матери-земле. Прогулка мне очень понравилась: приходилось подолгу огибать пенсионеров и детей, которые в силу физических особенностей напоминали мне коров на льду. Хотелось им всем помочь, но тогда я упал бы сам. За всё время следования я не встретил ни одного дворника с ломом, откалывающим лёд (ещё бы! Ведь лом может повредить ровный слой астраханского асфальта!), либо посыпающего его солью или песком. Было дело — на мосту через Царев у Суворовского училища (как выяснилось, генералиссимус, получается, был полицейским) была замечена стайка дорожных рабочих, убирающих грязный снег с дороги в грузовики. Так и у них случился обеденный перерыв, в результате которого вся их техника застыла там же, превратив спокойное обеденное движение в пробку: водители еле-еле крадутся вдоль машин дорожной службы, в которых спят вповалку, трескают пирожки и согреваются белой водой граждане. И если дорожники ещё как-то ковыряются по уши в грязи вдоль обочин, то дворников-пехотинцев след простыл. Эта статья - бой в колокол. Он звонит по дворникам: куда делись полторы тысячи астраханцев с мётлами?! Целый полк. Может их захватили в рабство и насильно удерживают на южных кирпичных заводиках? Может они спиваются дома, а их начальство экономит миллионы рублей и не парится париться под солнцем на Мальдивах? Может, случилось ещё более ужасное, и ни самих дворников, ни их начальства просто нет, а люди есть лишь на бумаге? В любом случае ответ придётся дать компетентным органам. Понятное дело, что на "подведомственных автомойках" их обслуживают бесплатно, но только вот особенности грязи таковы, что она одинаково прилипает и к моим подошвам, и на лобовые высокие стёкла низких слуг народа.

Иван Вездебываев,

"Факт и компромат" № 5, 08.02.2013 г.