Экономист и блогер Константин Двинский проанализировал ситуацию в малых городах России и влияние на неё свежей инициативы президента страны Владимира Путина.
«На днях Владимир Путин выступил на Форуме будущих технологий, в ходе которого озвучил важнейшую и, без преувеличения, прорывную для малых городов меру. Так, в городах с населением от 50 до 100 тысяч человек доплата врачам будет составлять 29 тысяч рублей в месяц, среднему медперсоналу – 13 тысяч. А в населенных пунктах с населением менее 50 тысяч человек эти цифры составят 50 тысяч рублей и 30 тысяч рублей соответственно. Деньги неплохие даже для городов-миллионников. Плюс 30-50 тысяч к зарплате – весьма серьезно.
Сейчас я не будут писать про те проблемы, которые имеются с медицинским персоналом в небольших населенных пунктах. Они все известны. Причем не только с врачами и прочими работниками медицинских учреждений, но и со многим другими специалистами. Рассмотреть данную меру я предлагаю с другой стороны.
В целом и описанная выше, и ряд других проблем имеют одну главную причину. Это ускоренное "развитие" городов-миллионников и моноцентричных агломераций при деградации практически всей остальной территории России. Слово "развитие" я намеренно взял в кавычки, поскольку назвать строительство человейников со средней площадью квартиры в 47 кв метров, в которых за неимением других вариантов вынуждены ютиться люди, назвать настоящим развитием язык не поворачивается. Как и многие другие вещи.
В результате мы имеем, что граждане вынуждены выбирать – либо оставаться в своем родном регионе, но не иметь практически никаких перспектив, либо постараться попытать удачу в крупнейших агломерациях. Последнее для большинства превращается в день сурка с, казалось, несколько большей зарплатой по номиналу, но с огромными расходами, начиная от ежедневной оплаты транспорта, заканчивая выплатой по 25-летней ипотеке.
При этом подобная тенденция не является уникальной для России. Можно сказать, что это "мировой тренд". Однако в предыдущие десятилетия системные либералы всячески ему способствовали и продвигали. Достаточно лишь прочитать "Стратегию пространственного развития" от 2018 года, из которой становится ясно, что позапрошлое правительство, готовившее документ, даже не думало уделять достаточное внимание большей части территории России.
Впрочем, постоянно кивать на "мировые тренды" – заранее пораженческая позиция. Наша страна имеет все возможность для того, чтобы вырабатывать и проводить такую политику, которую считает нужным и которая соответствует нашим целям. Одной из приоритетных целей, безусловно, является пространственное развитие.
Упомянутая выше "Стратегия пространственного развития" хороша тем, что она была не обязательной к исполнению. И правительство Мишустина, начиная с 2020 года, во многом перестало поддерживать агломерационный курс. Наоборот, работа кабмина в регионах показывает, что целеполагание здесь совсем иное. Собственно говоря, успех нашей экономики в 2022 и 2023 гг. стал возможен как раз благодаря регионам, которые вытянули ситуацию. Ведь производственные мощности, в том числе, ВПК, находятся в основном отнюдь не в крупнейших городах.
С 2022 года бесперспективные с точки зрения сислибов регионы перешли к ускоренному развитию. С другой стороны, оказалось, что трудовых ресурсов в них недостаточно – практически все выкачали в агломерации. И теперь необходимо принимать значительные усилия, чтобы ситуацию не только выправить, но и задать новый вектор пространственной политики.
Сейчас есть осторожный оптимизм, что подобная работа начинается. Точнее, находится уже на "нулевом" этапе. Несколько дней назад Владимир Путин анонсировал скорое завершение работы над шестилетним планом социально-экономического развития, а с 2025 года будет реализовываться новая Стратегия пространственного развития России.
Даже в ходе официальных совещаний такие понятия, как "агломерации", "агломерационные эффекты", "урбанизация" (в плохом смысле этого слова) мы слышим все меньше. Наоборот, постоянно принимаются все новые решения, направленные на выправление ситуации в регионах. И обозначенная в самом начале мера является одной из множеств. Да и сам Путин, как и Мишустин, постоянно ездят по субъектам страны. Работают, что называется, на земле.
Впрочем, все это, конечно, хорошо. Однако прорывной результат появится только тогда, когда работа будет носить системный характер. Возможно уже сейчас она таковой является, но важно принятие и выполнение соответствующих программ и планов. Надеюсь, что и в шестилетнем плане, и в Стратегии пространственного развития цели будут ясно обозначены, а задачи – поставлены.
Ведь соответствующие документы важны не просто как руководства к действию, они носят еще и идеологический характер, формируя образ будущего страны».