Прошлое и настоящее уникального дома в центре Астрахани

Печальное состояние астраханских памятников архитектуры неоднократно было темой публикаций AST-NEWS.ru: многие из этих зданий долгие годы в бесхозном состоянии, не отапливаются, не реставрируются и медленно умирают. Мы поговорили с архитектором Сергеем Берёзкиным о судьбе одноэтажного здания на пересечении улиц Свердлова, 51 / Шелгунова, 6. Построенное в 1908-1910 годах как цветочный магазин с оранжереей «Садоводство Г.Е. Нюнина», сегодня оно не эксплуатируется.

– Во второй половине девятнадцатого века часть квартала между нынешними улицами Свердлова, Шелгунова и Эспланадная являлась домовладельческим участком купцов Сыромятниковых. В 1907 года землю вместе со всеми постройками выкупил Григорий Ермолаевич Нюнин. Выходец из крестьянской семьи, он сделал капитал на бондарном промысле и постепенно стал одним из самых значимых людей в городе. В разные годы он был гласным городской думы, членом-представителем от фабрикантов и заводчиков в астраханском губернском по фабричным и горнозаводским делам присутствии.

Свою первую оранжерею Григорий Нюнин открыл в 1906 году в доме купца Сапожникова на набережной Кутума, а в деревянном доме на углу Смоленской и Большой Демидовской улиц располагалась оранжерея Г.А. Кривоногова. Став полноправным владельцем имения, в 1909 году Григорий Ермолаевич решил построить новое здание для цветочного магазина и заказал проект переехавшему в 1907 году из Санкт-Петербурга выпускнику института гражданских инженеров Николаю Николаевичу Миловидову. Архитектор виртуозно справился с поставленной задачей: фасады в стиле флористического модерна поражали жителей многообразием деталей и оригинальностью архитектурных форм. Внешний облик полностью соответствовал функции. В 1910 году магазин открылся: здесь продавали букеты, бутоньерки, декоративные и цветущие растения, вазы. Сюда же астраханский купец привёз экзотические пальмы из южных стран, которые потом перевезли в кинотеатр «Модерн», позже – «Октябрь». До сих пор эти потрясающие исполины радуют глаз, пережив смену эпох и несколько пожаров, и всё благодаря коммерческой инициативе купца Григория Нюнина.

– Как складывалась судьба здания до того, как его перестали эксплуатировать?

– Начиная с 1940 года здание эксплуатировалось под швейные мастерские. Сменялись организации, появлялась новые пристройки, но функция сохранялась. В нулевые годы здесь размещался областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и учебно-производственная мастерская «Ориентир». Последним пользователем стал проектно-технический трест «Оргтехстрой». В минувшем году организация покинула эти стены и сейчас памятник архитектуры никак не используется. 

– Насколько уникально здание? В чём его основные архитектурные особенности? Есть ли надежда, что его охранный статус оградит его от нежелательных изменений?

– В первую очередь это целостный пример стиля «модерн» в Астрахани, коих не так много. Чаще всего возводили здания c элементами модерна, но здесь мы видим модные веяния начала прошлого века в каждой детали. На главном фасаде по улице Свердлова: лепной фриз из листьев каштана, металлические пальмовые листья, удивительные флористические капители в оконных проёмах и настенные керамические плитки германского производства. На углу небольшой палисадник, ограждённый металлической решеткой, украшенной каштановыми листьями. По улице Шелгунова сохранилась деревянная стена с резным декором, а на вальмовой крыше с фальцевым покрытием декоративное завершение. В целом особую ценность здания представляют фасады и объёмно-пространственное решение на перекрёстке улиц.

Относительно сохранения и охраны здания: в список памятников истории и культуры его включили в 1990 году. Согласно федеральному законодательству любые работы на объекте культурного наследия должны быть согласованы с соответствующим госорганом, а проектная документация должна проходить государственную историко-культурную экспертизу. Повреждение или уничтожение объекта культурного наследия грозит административной и уголовной ответственности. Астраханские примеры показывают, что даже формально законные действия не обеспечивают защиту памятников архитектуры. Трагическим примером служит бывший доходный дом Плотникова по улице Свердлова, 5. Некомпетентные проектные решения привели к утрате исторической расстекловки оконных проёмов: закрасили уникальную отделку из бетона с мраморной крошкой и рустами из полудрагоценных камней, нижнюю часть проёма просто снесли для устройства панорамных окон в пол, что при постоянном повышении уровня тротуара и отсутствии ливневой канализации было абсолютно не логично.

Таким образом, при обязательном соблюдении всех норм законодательства важна роль граждан, которым небезразлично архитектурное наследие. Это наша история и наша память, поэтому мы должны следить за происходящими событиями и фиксировать незаконные работы. Для наглядности я подготовил небольшую инструкцию, посвященную сохранению архитектурных деталей.

– Как долго он может находиться в порядке без реставрационного вмешательства?

– На этот вопрос сложно ответить точными цифрами, но ясно одно: необходимо найти нового ответственного пользователя для здания. Ведь памятники архитектуры, как и другие здания, нуждаются в постоянной эксплуатации, особенно зимой. В следующем году исполняется 145 лет со дня рождения архитектора Николая Миловидова, и я уверен, что сохранение и реставрация его архитектурных произведений будет лучшим подарком к этой юбилейной дате. А такие варварские действия, как незаконный спил металлической решетки «дома с бутылками», не должны больше повторяться.

– Можно строить оптимистические прогнозы по поводу сохранения памятников астраханской архитектуры?

– Мне постоянно хочется сказать, что нет, но общение с некоторыми собственниками переубеждает. У нас много людей, которые ценят наследие и готовы сохранять следы прошлого. Другой вопрос, что не хватает знаний о правовых и организационных аспектах этой деятельности. Душат инициативы и бюрократические препоны, а несогласованность проектов и госструктур вредит нашему наследию. В качестве наглядного примера можно рассмотреть ремонт дорог со значительным повышением вертикального уровня тротуаров и дорожного покрытия. Решающие факторы: политическая воля на сохранение исторической застройки и экономику наследия, ответственность и заинтересованность собственников и активная просветительская деятельность, включая поддержку научных исследований астраханской архитектуры.

Екатерина Некрасова