Как-то в разговоре со своим товарищем, проживающим в легендарной Одессе, я услышал, что ему довелось побывать в конце 70-х годов XX века проездом в Астрахани. На закономерный вопрос «ну и как» он ответил по-спартански: «Грязно». После короткого уточнения было установлено, что дальше железнодорожного вокзала ему побродить по городу не довелось. Но и того, что он увидел тогда, было достаточно, чтобы понять, какова же Астрахань. Как не крути, но вокзалы по-прежнему остаются визитной карточкой городов.
С тех давних пор многое изменилось.
И действительно. Наверняка, астраханцы, кому довелось пожить в Советском Союзе, да и в 90-х годах прошлого века, помнят, что собой представляла территория вокруг железнодорожного вокзала: грязь, ларьки, камыши… Огромный пустырь временами занимали различные «Луна-парки» и передвижные зверинцы. В дождливое время раскисшая глина позволяла с трудом пробираться по этому пустырю.
Помнят и подземный переход того времени, с его гранитным двухъярусным пандусом, по которому можно было ловко скатиться вниз и сложно подняться вверх даже здоровому человеку. Прибежище музыкантов и попрошаек, подземный переход в ночное время исполнял и роль общественного туалета.
Последний ремонт несколько «облагородил» внутреннее убранство железнодорожного вокзала Астрахани. Многих астраханцев и гостей города повеселило чудачество железнодорожников – появление внутри вокзала живого уголка с кроликами, домашней птицей и прочей живностью. Тем не менее, некоторые из побывавших на астраханском вокзале людей считают, что было бы очень неплохо, если бы все вокзалы России хоть чем-то напоминали наш. Так им пришлась по сердцу чистота и уют убранства железнодорожной «пристани», с её просторной залой перед кассами, ларьками розничной торговли и кафе внутри.
Однако, несмотря на замену сидений в зале ожидания, новую систему кондиционирования воздуха и точку бесплатного доступа wi-fi, проблемы остаются. И они стары, как это мир. Мусор, разбитые дороги на прилегающей территории, попрошайки, грязные кафешки с продукцией сомнительного качества…
И действительно. Территория перед железнодорожным вокзалом, несмотря на наличие дворников, продолжает оставаться в замусоренном состоянии.
Усугубляет негативную ситуацию и присутствие многочисленных «таксистов», самовольно «закрепивших» за собой зону легальной парковки. Любая попытка припарковаться здесь приводит к конфликтам, на которые органы правопорядка обращают внимание, когда они перерастают в нечто большее, нежели просто перебранки. Нет необходимости объяснять, что подобные действия «нелегалов» затрудняют работу городского общественного транспорта, который тоже не может легально припарковаться в положенном месте и вынужден нарушать правила, за что и получает штрафы от сотрудников ГИБДД.
Не доставляет удобства сложившаяся ситуация и для астраханцев, встречающих или провожающих на личном автомобиле родственников и гостей из других городов России. По мнению гаишников, и они нарушают ПДД, паркуясь там, где это возможно, а не там, где положено. Тем не менее, складывается ощущение, что полицейские не проживают в Астрахани, не знают о сложной ситуации, сложившейся на прилегающей к вокзалу площади.
В связи с этим хочется, чтобы железнодорожное руководство настойчивее требовало наведения порядка на прилегающей территории, поскольку любой астраханец и гость нашего города увязывает этот бардак именно с их деятельностью, а вернее бездействием.
Не отличается ухоженностью и территория со стороны улицы Яблочкова. Оставшиеся здесь ларьки розничной торговли, словно памятники эпохи «дикого капитализма» девяностых годов, продолжают встречать приезжих, некоторые из которых уже отвыкли от подобной экзотики. Не производят впечатления и ямы на дороге, хотя стоит признать, что данное явление для Астрахани совсем не редкость, а скорее всего обыденность.
Нарекания вызывают не только эти недостатки.
Некоторые астраханцы были вынуждены обращаться с жалобами в вышестоящие органы на халатность и безответственность руководства вокзала в части обустройства здания пандусами, доступности внутренних помещений, ненадлежащего исполнения своих обязанностей персоналом.
Вокзал, да и железнодорожная ветвь, проходящая по территории города, по-прежнему отрицательно влияют на окружающую территорию и на проживающих на ней людей.
Общеизвестно, что железнодорожный транспорт ухудшает экологическую ситуацию, воздействуя на территории загрязнителями – угольной пылью, сажей, мазутом, смазочными материалами, дизельным топливом, нефтью и нефтепродуктами… Учитывая то, что рост количества автотранспорта в частном владении ухудшило и без того плачевное состояние окружающей среды в Астрахани, размещение в одном месте железнодорожного и автомобильного вокзалов не может не стать одним из негативных факторов воздействия на экологию города.
К тому же прохождение железнодорожных составов по территории спальных районов Каспийской столицы создает избыточный шумовой фон, представляющий опасность для здоровья населения. Исследование азербайджанского учёного Х.Р. Гараева «Акустический дискомфорт в городской среде (на примере городов Баку и Астрахань)» показало, что «высокая интенсивность движения, уровень шума на примагистральной территории и, как следствие, наиболее неблагоприятный акустический режим в целом наблюдается на улицах Анри Барбюса, Академика Королёва и улице, прилежащей к железнодорожному вокзалу – ул.Вокзальной». Разумеется, этот список улиц города, страдающих от близкого соседства с городским железнодорожным вокзалом, может быть продолжен.
Как бы там ни было, созданная учёным в ходе исследования карта шумового загрязнения города говорит о необходимости проведения «градостроительных, архитектурно-планировочных, строительно-конструкторских мероприятий, формирования общегородской системы зеленых насаждений, соблюдения санитарных норм и правил при проектировании и строительстве». По мнению Гараева, воплощение в жизнь предложенных им мер благоприятно повлияет на «акустический режим города, особенно в проблемных, критических зонах, повысит комфортность условий проживания населения, снизит степень неблагоприятного влияния шума на самочувствие, работоспособность и здоровье жителей города». Дело, как обычно, остается за «малым». Астраханский отдел Приволжской железной дороги филиала РЖД может волевым решением руководства разработать программу снижения воздействия железнодорожного транспорта на экологию, на показатели шума в спальных районах города Астрахани... Может, но вот хочет ли?
Вероятнее всего, оптимальным мероприятием в данной ситуации явился бы перенос здания железнодорожного вокзала в менее заселённый район Астрахани с сохранением ныне действующего сооружения в качестве историко-архитектурного памятника того времени, когда Астрахань-1 представляла собой тупиковую станцию. В тот период пассажиров встречало здание вокзала, построенного в мавританском стиле. К сожалению, до нашего времени сохранился лишь его западная часть, примыкающая ныне к современному вокзалу и платформе №1.
Фёдор Орехов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 32 (691)
AST-NEWS.ru
С тех давних пор многое изменилось.
И действительно. Наверняка, астраханцы, кому довелось пожить в Советском Союзе, да и в 90-х годах прошлого века, помнят, что собой представляла территория вокруг железнодорожного вокзала: грязь, ларьки, камыши… Огромный пустырь временами занимали различные «Луна-парки» и передвижные зверинцы. В дождливое время раскисшая глина позволяла с трудом пробираться по этому пустырю.
Помнят и подземный переход того времени, с его гранитным двухъярусным пандусом, по которому можно было ловко скатиться вниз и сложно подняться вверх даже здоровому человеку. Прибежище музыкантов и попрошаек, подземный переход в ночное время исполнял и роль общественного туалета.
Последний ремонт несколько «облагородил» внутреннее убранство железнодорожного вокзала Астрахани. Многих астраханцев и гостей города повеселило чудачество железнодорожников – появление внутри вокзала живого уголка с кроликами, домашней птицей и прочей живностью. Тем не менее, некоторые из побывавших на астраханском вокзале людей считают, что было бы очень неплохо, если бы все вокзалы России хоть чем-то напоминали наш. Так им пришлась по сердцу чистота и уют убранства железнодорожной «пристани», с её просторной залой перед кассами, ларьками розничной торговли и кафе внутри.
Однако, несмотря на замену сидений в зале ожидания, новую систему кондиционирования воздуха и точку бесплатного доступа wi-fi, проблемы остаются. И они стары, как это мир. Мусор, разбитые дороги на прилегающей территории, попрошайки, грязные кафешки с продукцией сомнительного качества…
И действительно. Территория перед железнодорожным вокзалом, несмотря на наличие дворников, продолжает оставаться в замусоренном состоянии.
Усугубляет негативную ситуацию и присутствие многочисленных «таксистов», самовольно «закрепивших» за собой зону легальной парковки. Любая попытка припарковаться здесь приводит к конфликтам, на которые органы правопорядка обращают внимание, когда они перерастают в нечто большее, нежели просто перебранки. Нет необходимости объяснять, что подобные действия «нелегалов» затрудняют работу городского общественного транспорта, который тоже не может легально припарковаться в положенном месте и вынужден нарушать правила, за что и получает штрафы от сотрудников ГИБДД.
Не доставляет удобства сложившаяся ситуация и для астраханцев, встречающих или провожающих на личном автомобиле родственников и гостей из других городов России. По мнению гаишников, и они нарушают ПДД, паркуясь там, где это возможно, а не там, где положено. Тем не менее, складывается ощущение, что полицейские не проживают в Астрахани, не знают о сложной ситуации, сложившейся на прилегающей к вокзалу площади.
В связи с этим хочется, чтобы железнодорожное руководство настойчивее требовало наведения порядка на прилегающей территории, поскольку любой астраханец и гость нашего города увязывает этот бардак именно с их деятельностью, а вернее бездействием.
Не отличается ухоженностью и территория со стороны улицы Яблочкова. Оставшиеся здесь ларьки розничной торговли, словно памятники эпохи «дикого капитализма» девяностых годов, продолжают встречать приезжих, некоторые из которых уже отвыкли от подобной экзотики. Не производят впечатления и ямы на дороге, хотя стоит признать, что данное явление для Астрахани совсем не редкость, а скорее всего обыденность.
Нарекания вызывают не только эти недостатки.
Некоторые астраханцы были вынуждены обращаться с жалобами в вышестоящие органы на халатность и безответственность руководства вокзала в части обустройства здания пандусами, доступности внутренних помещений, ненадлежащего исполнения своих обязанностей персоналом.
Вокзал, да и железнодорожная ветвь, проходящая по территории города, по-прежнему отрицательно влияют на окружающую территорию и на проживающих на ней людей.
Общеизвестно, что железнодорожный транспорт ухудшает экологическую ситуацию, воздействуя на территории загрязнителями – угольной пылью, сажей, мазутом, смазочными материалами, дизельным топливом, нефтью и нефтепродуктами… Учитывая то, что рост количества автотранспорта в частном владении ухудшило и без того плачевное состояние окружающей среды в Астрахани, размещение в одном месте железнодорожного и автомобильного вокзалов не может не стать одним из негативных факторов воздействия на экологию города.
К тому же прохождение железнодорожных составов по территории спальных районов Каспийской столицы создает избыточный шумовой фон, представляющий опасность для здоровья населения. Исследование азербайджанского учёного Х.Р. Гараева «Акустический дискомфорт в городской среде (на примере городов Баку и Астрахань)» показало, что «высокая интенсивность движения, уровень шума на примагистральной территории и, как следствие, наиболее неблагоприятный акустический режим в целом наблюдается на улицах Анри Барбюса, Академика Королёва и улице, прилежащей к железнодорожному вокзалу – ул.Вокзальной». Разумеется, этот список улиц города, страдающих от близкого соседства с городским железнодорожным вокзалом, может быть продолжен.
Как бы там ни было, созданная учёным в ходе исследования карта шумового загрязнения города говорит о необходимости проведения «градостроительных, архитектурно-планировочных, строительно-конструкторских мероприятий, формирования общегородской системы зеленых насаждений, соблюдения санитарных норм и правил при проектировании и строительстве». По мнению Гараева, воплощение в жизнь предложенных им мер благоприятно повлияет на «акустический режим города, особенно в проблемных, критических зонах, повысит комфортность условий проживания населения, снизит степень неблагоприятного влияния шума на самочувствие, работоспособность и здоровье жителей города». Дело, как обычно, остается за «малым». Астраханский отдел Приволжской железной дороги филиала РЖД может волевым решением руководства разработать программу снижения воздействия железнодорожного транспорта на экологию, на показатели шума в спальных районах города Астрахани... Может, но вот хочет ли?
Вероятнее всего, оптимальным мероприятием в данной ситуации явился бы перенос здания железнодорожного вокзала в менее заселённый район Астрахани с сохранением ныне действующего сооружения в качестве историко-архитектурного памятника того времени, когда Астрахань-1 представляла собой тупиковую станцию. В тот период пассажиров встречало здание вокзала, построенного в мавританском стиле. К сожалению, до нашего времени сохранился лишь его западная часть, примыкающая ныне к современному вокзалу и платформе №1.
Фёдор Орехов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 32 (691)