Публикация газеты «Факт и компромат» 2004 года
«Исполином из камня главой ты вознесся златою.«Что это за белиберда, «масло масляное»? - вправе спросит читатель.
Стен кремлевских твоих возвышается мощь и оплот.
Ты стоишь величаво
Над русской великой рекою,
И народ о тебе
Свои лучшие песни поет»
Это изделие самодеятельного барда, с трудом рифмующего по В. Высоцкому, «кручу-торчу»? И ли же (тьфу-тьфу!) диверсионные вирши ребенка-имбецила, литературный теракт в старшей группе детсада? Ни то ни другое, читатель! Это - строки из гимна Астрахани, производства Поляковой на музыку Пиндруса, дубль второй. Первая «серия» текста гимна была изготовлена 3 года назад и принята городскими властями, «не заметившими» «ярких поэтических достоинств» данного опуса.
А астраханский читатель, он же слушатель (Шаталов в одной из местных газет) – заметил! Не повторяя мыслей умной и злой статьи Шаталова, хочу добавить: его «предположение, что депутаты горсовета вдуматься в текст гимна и не пытались и, утвердив его, посмеялись над наивными горожанами, которые принимают «гимн» за чистую монету» полностью оправдалось. Да, депутаты того горсовета, очевидно, искренне считают – таким и должен быть астраханский гимн! Строки, которые потрясли бы Пушкина и Есенина – «Исполином из камня главой ты вознесся златою» (кстати, что это за киборг с металлической головой и каменным торсом?) открывают Verse 2 главной астраханской песни. А уж дальше! Увы, нельзя заставить звучать бумагу! А то бы вы, вкупе с гениальными строчками, услышали бы и не менее гениальное музыкальное оформление оных. Вкратце: запев, идущий речитативной оперной скороговоркой, напоминает и «Молодежную песню» Дунаевского из кинофильма «Волга-Волга», и песни о Ленине, Сталине и партии 40-х-50-х годов, и много чего еще; а припев! – о, припев – наиболее яркая творческая удача маэстро Пиндруса: в ритме похоронного ориентального марша звучат заунывные ближневосточные интонации… Астрахань, конечно, многонациональный город, но не до такой же степени! Почему бы автору, в таком случае, не использовать мотив лезгинки? – эти национальности также имеются в нашем городе, и в достаточном количестве.
«Опять он о том же! Своя песня не прошла – вот и никак не успокоится, вновь поднимая «страсти по Пиндрусу», - скажет иной читатель (слушатель). Да, опять! Ведь другие песни об Астрахани (Юрия Гонцова, Сергея Комякова, Ефима Круглова, Анатолия Бочкарева, Сергея Сухорукова, Игоря Куршева и многих других, среди которых и талантливая песня известного астраханского барда Александры Костиной) точнее выражают дух и своеобразие нашего города и в тексте, и в музыке. Есть прекрасные стихи многих других – ан нет, «им» подавай текст Поляковой и музыку Пиндруса! Что же касается «как бы конкурса», проведенного в 1997-98-м годах в рамках подготовки к 440-летию города, то там все было решено заранее! Об этом также писалось в прессе (цитирую заметку Ю. Гонцова и мою: «В 1997 году на совещании в Администрации города Астрахани, на котором присутствовали зам. главы Администрации города Е.Б. Элеменкина, члены Союза композиторов России – доктор искусствоведения профессор М.А. Этингер, композитор, профессор Ю.П. Гонцов, рассматривался вопрос о создании гимна города Астрахани профессиональными авторами - поэтом и композитором, членами соответствующих творческих союзов»). А если честно: мне обидно, что гимн города вызывает дружный смех профессионалов (на записи оркестрового варианта с коллективом Астраханского государственного музыкального театра и хористы, и оркестранты дружно прикалывались и от отдельных строчек, и от «Музычки») и недоумение простых горожан, хоть раз его слышавших. Мне, председателю Правления областной профессиональной организации Союза композиторов России обидно, что как артист в разучивании и записи этой, между прочим, городской символики! (К чести руководителя хора, заслуженного артиста России проф. С.Е. Комякова и бывшего главного директора оркестра театра И.А. Сметанина запись музыки была сделана на очень высоком профессиональном уровне.) Что не избавляет, к сожалению, от этого «маршочка» как факта принятой городской символики нашего города. Неужели и вновь избранные депутаты Горсовета пройдут мимо вопиющей музыкально-поэтической порнографии и оставят все как есть? И этот гимн - навсегда? И у нас все по И.А. Крылову: «А воз и ныне там!»?
Что же далее – оставить бедное детище самодеятельных квазикомпозитора и квазипоэтэссы в покое и не докучать им более? Или все – таки поставить вопрос ребром, на городское голосование? А что: напечатать текст в газетах, опубликовать ноты – и пусть народ сам решает: согласен он иметь такой гимн или как? Правда, ноты знают не все – надо передавать почаще запись! Замученные коммунальной интервенцией и политической неразберихой астраханцы откликнутся не стопроцентно, но все же выскажутся. А там посмотрим!И вот представилась мне картина: культура в Астрахани – на уровне Газпрома и Связьинформа (вообще, зарплата у нас хорошая. Валюта не та!); все городские и областные коллективы разъезжают по зарубежам и иным российским весям. Астраханское отделение Союза композиторов России живет, как, примерно, 30 лет назад все остальные композиторские Союзы: издает ноты, выпускает диски, Председатель Правления и главбух, занимающиеся издательской деятельностью, получают официально зарплату. Каждый месяц – концерт современных российских и зарубежных авторов (бесплатный, благотворительный, где слушатели – и студенты вузов, и школьники, и кто угодно). А самодеятельные композиторы, которых развелось такое количество, что их уже можно отстреливать промышленным способом, тихо мирно бренчат себе по «ограниченным кругам далеко не ограниченных людей» и никому не мешают. Утопия! Утопия?
Не это ли есть внятная национальная государственная политика на областном и федеральном уровнях? А где дома творчества композиторов, ау?
Часть из них еще дышит, но чтобы попасть туда, необходимо 3 года копить, не питаясь, - и то хватит на неделю. Раньше, при «ненавистных коммунистах» любой российский композитор мог жить и творить в любом из пяти всесоюзных домах творчества, оплатив лишь дорожные расходы. И издать любое свое сочинение! (кроме откровенно антисоветских, что, в отличие от писателей, сделать довольно сложно). Правда, и тогда имели место кумовство и «блат», но члены СК могли, если хотели, нигде не служить, а заниматься только творческим трудом. Вместе с СССР канули в Лету и эти привилегии, равно как и льготы, творческим работникам на жилье. Ныне любой автор может за свой счет издать диск, если угодно – и нотный сборник. Неважно, что там – лишь бы считать себя композитором.
У Светлова есть знаменитая песня, в которой я обнаружил удивительные строки:
«Отряд не заметил потери бойца
И «Яблочко» - песню допел до конца».
«Златые купола, кремля колокола
Слышны из сердца города
до дальнего села.
И звуками полна, несет их вдаль волна.
И в этот – вся ты, Астрахань,
родимая земля».
Александр Рындин, председатель Правления Астраханской региональной организации Союза композиторов России, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» № 63 (140), 2004 г.