Гипермаркетов в Астрахани становится всё больше и больше. Что ни год, то открытие нового гипермаркета. На сегодняшний день их уже четыре: «Лента», «Метро», «О’кей и «Магнит» на вокзале. Среди покупателей не прекращаются горячие споры, в каком из них дешевле затариваться продуктами и другими товарами? Ни в каком. Если хотите действительно экономить, то придётся объехать полгорода, обойдя немало торговых точек. За овощами, рыбой и мясом дуйте на рынки, за парфюмерией в специализированные сетевые маркеты, за алкоголем, разными напитками и молочкой в гипермаркеты, за колбасными изделиями в фирменные магазинчики на районах (к примеру, «Астраханские деликатесы» или «Изделия Великолукского комбината»), за одеждой на Кировский рынок, Большие Исады и «Три кота», за остальным в мелкие магазинчики и разные «магниты».

Для ценителей увлекательного шопинга и удобства купить всё в одном месте и изрядно потратиться двери четырёх гипермаркетов города распахнуты с готовностью зажать дорогих клиентов в своих объятиях. Но не обходится в этих современных, цивилизованных торговых центрах без изъянов, недостатков и обыкновенного маразма.

Невостребованный стиль

В «Метро» по сравнению с первым временем их работы заметно оскудел ассортимент предлагаемой продукции. Раньше здесь можно было найти то, чего нигде больше в Астрахани купить было невозможно – от морских деликатесов до отдельных категорий бытовой техники. Теперь здесь даже сложно найти то, что стало обычным видом продукции в других торговых точках, а цены оставляют желать лучшего – снизить их явно не мешало бы. К примеру, какие-то простяцкие футболки, красная цена которым рублей двести – здесь стоят около пятисот рублей. Правда есть джинсы за эти же деньги, но мерить, правда, я их не пробовал….

Раньше от наименований алкогольной продукции здесь глаза разбегались, а теперь и взглянуть особо не на что.

Выбрать колбасные и молочные изделия в «Метро» мне не удалось. Каким-то чудакам пришло в голову сделать эти отделы в холодильных комнатах. С жаркой погоды может быть и приятно в одной майке попасть в холодильник, но только на несколько секунд. И даже на короткое время польза от такой разницы температур весьма сомнительна. При попадании в эти холодильные комнаты, не покидает внезапное ощущение того, как к тебе подкрадываются ангина, воспаление лёгких и простуда.

Единственное удобство в «Метро» – отсутствие массового покупателя и, как следствие, толкотни. Наверное, «Метро» уповает на скорейшее заселение в меру «богатенькими буратинами», строящегося прям перед их дверями, нового жилого микрорайона, потому что гипермаркет явно страдает из-за отсутствия потребителя.

В целом как снаружи, так и изнутри гипермаркет выглядит стильно. Чувствуется, что хозяева - богатые иностранцы, что соответствует действительности.

Питерский пылесос

Старейший сетевой гипермаркет в Астрахани – «Лента». Это большой питерский пылесос по высасыванию денег с астраханцев. Даже с открытием «О’кея» и «Магнита», очереди на кассах здесь не сократились. Спрос рождает предложение. Наверное, поэтому именно здесь дотошливый покупатель с кучей свободного времени, пристальным вниманием и ориентированием в продуктах народного потребления может выискать, просеяв массу несостыковок и торговое манипулирование, дешёвые и качественные наименования. Но для этого нужно постараться. В «Ленте» против покупателя работает целая схема по выкачиванию крупных сумм денег. Нередко приходится слышать от людей одно и тоже: «вроде ничего не купили, а потратили несколько тысяч рублей!». Я проводил эксперимент, если пойти за продуктами без точного списка нужных покупок в «Ленту», чтобы закупить не на один день, то в среднем уйдёт не меньше двух тысяч рублей. Если с теми же намерениями пойти на мини рынок в районе и заскочить ещё следом в обычный «Магнит», то траты падают если не в два раза, то рублей пятьсот экономится точно.

Хитро выстроенной торговой системе в гипермаркете сложно получается манипулировать покупателем, когда у него заготовлен точный список нужных покупок и он хорошо осведомлён его примерной стоимостью. К примеру, в «Ленте» как-то не очень хочется покупать куриные яйца за сорок рублей, когда около дома на мини рынке они стоят 24 рубля. А вот, к примеру, молоко в «Ленте» дешевле, чем «Магните».

Большая путаница в «Ленте» с ценами на товары. На днях купил там две пары носков. Когда брал с прилавка, думал, что пара стоит 49 рублей, а на кассе вышло шестьдесят. Из-за большого ассортимента не всегда понятно, к какой продукции относятся висящие над ней многочисленные ценники. Или, к примеру, как-то раз решил купить бутылку виски. Вижу на ценнике висит «акция» – большая скидка. Взял. На кассе оказалось, что скидка распространяется на бутылку 0,7 литра, а я взял 0,5. А вся фишка была в том, что на витрине бутылки ёмкость 0,7 литра попросту не было. А, как говорится, когда губа не дура, да к тому же ещё и засвистела, обратно ставить «пузырёк» желания не возникает.

Порой «Лента» мне напоминает большой секонд-хэнд – особенно в вещевом отделе, где всё навалено как попало в огромные ящики и стеллажи.

Готовая еда в «Ленте» очень дорогая. Зато по качеству не плохая, хоть и сделана из самых дешёвых продуктов, но, как говорят знакомые продавцы, не просроченных и не испорченных. За стоимость баночки салата «Оливье» у меня получилось взять столько необходимых ингредиентов, что дома вышел целый таз этого салата. А вместо кусочка мяса под сыром лучше уж купить килограмм свежего мяса. Ну, а если некогда готовить, то значит вы человек занятой, а, следовательно, и деньги лишние имеются…

О’кей большим расходам

В первые дни после открытия гипермаркета «О’кей» я думал, что пыль в торговых залах не сошла ещё пока от недавнего строительства и различных перестановок торгового оборудования и товара. Но прошли месяцы, а пыль по-прежнему оседает в гортани. И ещё какое-то дикое освещение раздражает зрачки глаз. Как тут люди целыми днями работают?! Наверное, привыкают.

В «О’кее» большинство товаров дороже, чем в «Ленте» и «Магнитах». Гипермаркет может похвастаться привлекательной ценой на очень небольшие категории товаров. Но зато здесь бывают редкие наименования, которые нигде больше в Астрахани не купишь. Наверное, этим многих привлекает данный гипермаркет.

Смешна и издевательски продумана скидочная карта, по которой при покупке в пределах даже трёх тысяч рублей, скидка может составить всего каких-то два рубля.

Салаты на вкус здесь пресные, но в целом готовая пища выглядит разнообразнее и дешевле, чем в «Ленте». Хотя, может быть, только выглядит. В ценовой политике таких отделов разобраться бывает сложновато, так как истинный состав еды остаётся «за кадром».

Охрана в «О’кее» нерасторопная. При мне, пока я стоял в очереди на кассе, два независимо друг от друга молодых человека что-то проносили за пазухой мимо кассы. Кассирша это замечала, кричала охраннику, который пока что задавал ей уточняющие вопросы, воровской след давно простывал.

В «О’кее» шесть или семь банкоматов одного только «Сбербанка» - явный намёк на большие расходы.

Большой магазин для далекого плавания

Трёхэтажный «Магнит» на привокзальной площади города удивляет масштабами своих квадратных метров. Но когда заходишь внутрь, не покидает ощущение того, что находишься в обычном, привычном для многих «магнитике». Только будто, что одних и тех же товаров больше навалили на прилавки, а ассортимент при этом не увеличился. Молодым, модным или хотя бы эстетам в вещевой отдел лучше не заглядывать, чтобы не травмировать свою психику ужасами модельного мрака. Любителям алкогольного разнообразия здесь тоже делать нечего. Специально за продуктами я бы сюда не поехал. Любителям шопинга здесь будет неинтересно. Этот гипермаркет я бы охарактеризовал, как большой «Магнит» для далёкого плавания. Удобен для тех, кто собирается в путь-дорогу с ближайшего железнодорожного и авто вокзала. Сердитые покупки для дешёвой поездки. В скором времени этому «Магниту» составит большую конкуренцию строящийся рядом торговый центр, в котором разместится уже пятый по счёту сетевой гипермаркет.

Берегите печень, желудки и кошельки.

Максим Терский,

"Факт и компромат" № 15, 27.05.11.