Церковь
Православные астраханцы должны гордиться – в советские времена в нашем городе было пять действующих православных храмов. Для сравнения: в Саратове тогда работали только два храма, в Калинине – всего один.Летун не был бы самим собой, если бы ни взялся поработать и в церкви. В разные временные периоды он исполнял обязанности алтарника, псаломщика и преподавателя Закона Божия. Для людей далёких от церкви необходимо сказать, что летун не имел священного сана иерея или диакона, а был всего лишь церковнослужителем.
Ему посчастливилось общаться с тремя владыками, управляющими Астраханской и Енотаевской епархией и многими священниками и диаконами.
Однажды, когда церковнослужитель работал алтарников в Покровском соборе, в Великий четверг для совершения чина омовения ног не хватило одного иерея. Дело было в 1980 году, когда священнослужителей в епархии было не так много, как ныне, и нехватку одного участника-священника для совершения это обряда, в котором должно участвовать непременно 12 священников. Им владыка, олицетворяя Христа, омывает ноги, как когда-то апостолам, показывая пример смирения. Чтобы восполнить недостающего участника обряда, владыка Феодосий благословил участвовать в омовении нашего церковнослужителя. Как тот волновался, когда снимал ботинок и носок с правой ноги, которую должен был омыть владыка! Но волновался он не из-за участия в обряде, а о том, достаточно ли чистые ноги у него! Но всё прошло прекрасно!
Вероятно, читатели этого рассказа будут несколько разочарованы – здесь не будет сведений о недостойных пастырях, потому что церковнослужитель понимал, что каждый священник во время совершения святых таинств олицетворяет собой Самого Христа. Увы, многие россияне ныне впадаю в грех осуждения, не понимая великой миссии каждого иерея независимо от его личных духовных качеств. Надо понять и прочувствовать до конца, что теперешние владыки и священники ведут непрерывную преемственность от апостолов Иисуса Христа. Эта цепочка рукоположений идёт, не прерываясь, без малого две тысячи лет, невзирая на войны, катастрофы, эпидемии, преодолевая гонения на веру, различные реформы, осуществляя незримую связь сегодня служащего священника с первыми христианами, сидевшими у ног Господа Иисуса Христа.
Церковнослужитель, будучи алтарником, убирался, возжигал лампады и кадило, топил зимой печи, носил в алтарь воду, молился и пел, будучи псаломщиком, учил детей вере и молитве, став учителем Закона Божия. На этом учительстве и закончилась работа церковнослужителя в храмах РПЦ.В июле 1991 года в московском издательстве вышла книжечка рассказов церковнослужителя, о чём кем-то и было донесено тогдашнему владыке Филарету, который посоветовал настоятелю храма, где в воскресной школе преподавал новоявленный писатель, прекратить это преподавание.
Совесть церковнослужителя была чиста – в его книге не было никаких нападок на веру и церковь.
Позднее он стал членом астраханского прихода Русской Православной церкви за границей и посещал богослужения в храме, настоятелем которого пребывал в конце 90-х годов до своей кончины игумен отец Виталий.
С тех пор, оставшись без окормления, летун смиренно молится перед домашними иконами, возносит свои недостойные молитвы под чистым небом и под любым кровом, где находит покой своему уставшему сердцу.
Торговец удачей
Сначала летун стал играть в лотерею «Русское лото». Он полюбил эту игру, потому что в детстве играл в лото с бабушкой. Собственно, это была не игра, а знакомство с цифрами и азами арифметики, как совместное чтение сказок – уроками русского языка.Вначале при игре в лото «кричала», то есть доставала бочата и называла номера, только бабушка. Но вскоре смог «кричать» и мальчик Коля, тогда ещё не спрятавшийся в себе.
Играя в «Русское лото», проигрывая и выигрывая незначительные суммы, летун общался с продавцами лотерей, которые начали уговаривать его стать сотрудником лотерейной конторы.
У летуна как раз образовалось «окно» после очередного прощания с одной из работ и он решился стать продавцом удачи.Его посадили в киоск на железнодорожном вокзале. Работа закипела с первых дней. Поток покупателей, желающих проверить свой билет, получить выигрыш и купить билетов на следующие тиражи, не оскудевал до вечера. Позитивное общение с людьми давало невиданный заряд энергии. К вечеру торговец удачей был полон сил, хотя целый день практически не ел и не пил.
Во время трансляции лотереи ведущие убеждали игроков покупать больше билетов. Продавец удачи говорил своим покупателям, что лучше брать один билет – так интереснее играть и семейный бюджет не страдает.
У продавца удачи появилось много хороших знакомых, делившихся с ним своими историями жизни, проблемами и надеждами на будущее. Они верили в удачу, как верил в неё и сам продавец.
В контору продавец удачи заходил только для того, чтобы сдать выручку и отчитаться по проданным и оплаченным билетам, хотя случайно узнавал, что у других продавцов случались недостачи и порой не было денег, чтобы расплатиться за проданные билеты.
С ним ничего подобного не случалось, но разных неожиданностей хватало.
Однажды, когда продавец пришёл сдавать деньги и отчитываться за билеты, его подозвала бухгалтер, проверяющая выигрышные билеты, и показала билет, на котором почерком продавца было написано «57 рублей».
– Вы ошиблись, – тихо сказала бухгалтер с неуместной в подобном случае улыбкой.
Дело в том, что порой продавцы, оплачивая выигрыши по билетам, ошибались, оплачивая проигрышные билеты. За эти ошибки расплачивались сами продавцы, это были их потери.
Бывали такие случаи и с продавцом удачи – он относил такие ошибки к добрым делам.– Что делать, старюсь быть внимательнее, но порой ловлю ворон…
– Вы меня не поняли, – улыбка бухгалтера стала немного испуганной от того, что она собиралась произнести, - по этому билету выигрыш 50 тысяч, а не 57 рублей, – с этими словами она протянула билет, – если вспомните, кому оплачивали, – верните билет, а если нет, то выигрыш ваш…
– Он наш, – поправил продавец, взяв билет. Решение сформировалось мгновенно. Бухгалтерша спокойно могла взять билет себе и получить выигрыш. Здесь сработала врождённая честность – качество редкое у советского человека, прожившего десятилетие российских реформ.
Отсутствие честности препятствовало развитию лотерей в России. Преобладающее большинство не верило в честность лотерейного процесса и предпочитало держаться подальше от азартных страстей. Никакая реклама не помогала.
Люди верили только своим глазам.
Однажды в киоск продавца пришли жители села Басы, чтобы проверить билеты. Один из билетов выиграл весьма крупную сумму.Через пару недель за выигрышами к продавцу удачи стали приходить жители этого села Басы. Они своими глазами увидели, что в лотерею можно реально выиграть и стали ловцами удачи…
Продавец удачи и сам и не бросал игры, которая стала для него еженедельным праздником. Праздником ощущал он и свою жизнь, потому что вышел на пенсию и мог позволить себе некоторую финансовую независимость.
Он перестал быть летуном.
Родившись в богоборческом государстве, он был счастлив жить в России православной.
Впереди была жизнь и вера в счастье.
Собрал и записал Федор Угрюмов, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №22 (732), 2017 г.