Вы помните, с какой помпой проводил презентацию центра «одного окна» предпоследний мэр Астрахани Боженов? Праздновали тогда открытие «одного окна», как грандиозную и окончательную победу над бюрократией в сфере оплаты коммунальных услуг. «Как же это унизительно, отдавать свои кровные и ещё давиться в разных очередях. Точка, безобразию пришёл конец!». Лили бальзам на электоральные души астраханских избирателей местные чиновники, лидеры правящей партии, набирая очки популярности.

Бюрократию и произвол расплодившихся столоначальников одолеть действительно можно, если бороться с этим злом не от выборов к выборам, а как в развитых странах - всем миром. Если те, кого постоянно унижают в многочисленных конторах, администрациях, судах и прочих собесах - будут молча терпеть выходки бюрократов, ничего никогда не изменится.

«Впервые в Астрахани запущен уникальный проект коммунального биллинга!» - ещё месяц не успокаивались обслуживающие власть местные СМИ. «Астраханцы отныне будут платить коммунальные услуги только в “одно окно”. Для этого созданы специальные центры процессинга и биллинга!».

Иностранные словечки были вкручены, конечно, для пущей важности и инновационной привлекательности «проекта». Так громко была названа простая схема оплаты услуг ЖКХ, существующая в развитых странах со времён изобретения унитаза.

Весёлые ребята из ЕБЦ (единый биллинговый центр) дружно взялись за работу, собирая коммунальные платежи в качестве контрагентов поставщиков света, газа, воды и т.д.

За несколько лет ЕБЦ и другие партнеры несколько раз меняли свои названия, оставляя неизменными главное – качество работы и отношение к своим клиентам. Перемены в худшую сторону спровоцировали деньги. Большие деньги.

После многократного увеличения тарифов на ЖКХ сбор денег с населения превратился в сверхдоходный бизнес. Простой до карикатурности, но с рентабельностью под сто процентов! Стол, стул, компьютер, можно и арифмометр, если гаджет от манжета не отличаешь. И потекли рекой десятки миллионов живых денег. А уже тут, хозяин-барин. В зависимости от уровня алчности. Можно довольствоваться приличным хабаром, можно «подкрутить» деньги в отечественном банке или отправить пару миллиардов в бизнес-командировку за рубеж. А можно вообще не заморачиваться на хитроумные схемы деньгодобычи, а просто тупо уворовать. Зная тонкие места в неповоротливом, бюрократическом механизме нашей правоохранительной системы, достаточно подвернуть маленький её винтик, чтобы затормозить на годы или навсегда. Тут тоже прямая зависимость от количества похищенного.

Несколько лет новейший проект от власти в виде «одного окна» олицетворял неустанную заботу высших чинов региона о своём электорате. Но забота не любовь, вечной не бывает. С приходом больших денег она сильно ослабла. Компаньоны «одного окна», куда их загнала власть, почувствовали это сразу, начав процедуру тихого развода. Подтолкнуло процесс - подозрение партнёров на несанкционированный «левый» отбор (воровство) из выросшего потока платежей.

Первым, мягко говоря, начихал на своих клиентов самый денежный участник «одного окна» - монополист газового рынка - местный регионгаз. Он самоуправно сократил полномочия «окна», заставив астраханцев собирать справки только в своей конторе, простаивая в часовых очередях. Подоплека такого неуважения к вынужденным потребителям понятна: страх, не дай бог, потерять лишний рубль, что гораздо опаснее справедливого недовольства людей, власти или прокуратуры. Кстати, некоторое время назад пришлось быть свидетелем «оперативного» реагирования прокуратуры на безобразия продавцов газа. Образно говоря, реакция сверхосторожная. Монополист это видит и пользуется.

Окончательно и бесповоротно расстались с «окном» хозяева трансформаторов и советских электрических проводов - астраханские реализаторы тока. Энергосбытовая компания и раньше-то держалась особняком в нижней или верхней части платёжного листа, облепленного рекламой. А теперь ушла навсегда, предложив своим клиентам допотопные календарики-квитанции - расчётные книжки советского образца. Вот электрики дают! Уже в Африке передовые племена переходят на расчеты платежей через электронные терминалы, а у нас обратное движение – допотопные расчетные книжки выдавливают компьютерный сервис.

И только неторопливые, как течение в Кутуме, водоканальцы никуда из «окна» не торопятся, послушно выполняют свои обязательства перед властью и клиентами. Вместе с уборщиками твёрдых бытовых отходов, тоже прозевавших парад стократного увеличения тарифов на ЖКХ. Это у газовиков и электриков – тарифы начинаются сразу с тысяч или нескольких сотен, а водоканал может «подкрутить» свои платежи разве что во время полива: «отпуская» воду, когда зелень закоченела от холода и ветра.

«Ну не получилось с “одним окном”, как задумывалось», - скажет в ответ на критику любой градоначальник. – «Не уживаются компаньоны, бывает…».

Не в участниках «окна» дело. Точнее, не только в них. Компаньоны везде одни и те же. Речь о чиновниках, прокукарекавших о своем достижении и благополучно забывших обещания.

Но одно дело, когда ответственные чины играют в шумные забавы между собой в виде саммитов, брифингов или заседаний в заповедной зоне, и что-то там вдруг обидно срывается. Совсем другое, если сходит на нет разумное начинание - предвыборное обещание чиновников улучшать жизнь астраханцев, пусть в «мелкой», но важной сфере коммунального хозяйства. Отсутствие внимания и равнодушие власти - главная причина размножения «окон» безответственности в неимоверных количествах.

Не спасают распиаренные «проекты» и привлекательные словечки «процессинг и биллинг», которые превращаются в полный фиаскинг и позорный провалинг.

Николай Васильев, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 50 (610), 26.12.2014 г.