Реализация проекта «Бережливая поликлиника» в ГБУЗ АО «Детская городская поликлиника №4»

С 2019 года и по настоящее время государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области АО детская городская поликлиника №4 активно работает в проекте «Бережливая поликлиника». 

Одной из приоритетных задач программы являлась задача по улучшению материально-технической базы детских поликлиник путем дооснащения медицинскими изделиями. Данная задача была выполнена медицинской организацией на 100% и сегодня медицинская организация имеет на своем вооружении самые современные приборы для диагностики и лечения заболеваний у детей.

Поликлиника одна из первых в Астраханской области была вовлечена в этот процесс и вот уже четвертый год активно внедряет методы, напрямую связанные с организацией труда медицинских работников и прочего персонала.

В систему реализации методов и инструментов бережливого производства включены такие направления, как:

  • внедрение технически обоснованных норм трудовых затрат на использование нормативов по труду для различных видов работ;
  • изучение и внедрение передового опыта и нормирования труда;
  • изучение организации труда всех категорий работников медицинской организации и разработка рекомендаций по совершенствованию организации труда и управления производством;
  • совершенствование работы по сокращению, упрощению действующих документов, создание рациональной системы документооборота.

Сегодня в медицинской организации работают:

  • семь методов бережливого производства, один из основных — организация рабочего пространства по принципу 5S
  • стандарт общения с пациентами
  • стандарт внешнего вида медицинского персонала
  • оптимизирована работа регистратуры
  • сформирована система документооборота, создана система защиты персональных данных

Наряду с этим были внедрены принципы бережливого производства, направленные на создание понятной навигации, снижение длительности ожидания осмотра пациента врачами и диагностических обследований, оптимизации времени оказания медицинской помощи.

Было отработано более 10 проектов по улучшениям, которые реализовывались на всех уровнях медицинской организации, с участием большинства сотрудников. Внедрение происходило «сверху вниз»: условием успешной стратегии развития медицинской организации стало тесное сотрудничество руководства медицинской организации и сотрудников медицинской организации.

Все сотрудники медицинской организации принимают активное участие во внедрении принципов бережливого производства, среди процессов по улучшению такие как:

  • проведение профилактических прививок
  • формирование списков контингентов (лиц), подлежащих вакцинопрофилактике
  • проведение профилактического медицинского осмотра
  • диспансерное наблюдение
  • предварительная запись пациентов на прием к врачу
  • распределение входящих потоков пациентов
  • ведение расписания специалистов, в том числе в электронном виде
  • оформление листков нетрудоспособности, в том числе электронных
  • проведение ультразвуковой диагностики
  • организация внутреннего пространства, комфортное пребывание в медицинской организации и другие.

Все процессы были направлены на создание пациентоориентированной системы оказания медицинской услуги и благоприятной производственной среды по направлениям: обеспечение безопасности и качества, исполнение заказов, устранение потерь и сокращения затрат, создание корпоративной культуры.