Редактирование с судебным исходом
Каждая история обычно начинается с события. В этой история всё началось с маленькой книжечки стихов, какие часто публикует за бюджетный счёт астраханское региональное отделение союза писателей России (АРО СПР).

Интернет оповещает: «Разбуди мое слово: сборник стихотворений камызякских поэтов / Редактор-составитель Ю.Щербаков. – Астрахань, 2011 г.»

Интернет не выдал информации о тираже. Скорее всего, тираж составляет не более 500 экземпляров.

Возникает вопрос о необходимости издания подобных книг, и понимаешь, что необходимость эта сугубо личного характера. У авторов стихов – это желание оставить след в литературе, слегка потешив своё самолюбие, а у редактора-составителя просматривается другая цель – создание впечатления как бы кипучей литературной жизни в возглавляемом им АРО СПР.

Обычно такие издания в Астрахани проходят тихо и незаметно для окружающего мира, но в данном случае произошло то, что случалось, вероятно, часто, но никогда не вызывало шума. Редактор-составитель, скорее всего, частенько поправлял не особенно ровные поэтические строки самодеятельных авторов своей рукой профессионального поэта (есть и такие), испытывая самые, может быть, добрые чувства.
Так уж получилось, что среди камызякских поэтов оказался поэт Алексей Васильевич Гамбуров, а в сборник «Разбуди моё слово» вошло три его стихотворения: «Кизань», «Красоты края» и «Сенокос», которые годом раньше входили в сборник «Гамбуров А.В. Стихотворения. Избранное. 2010»
При публикации сборника «Разбуди моё слово» АРО СПР были допущены неоднократные искажения текста оригиналов стихов Гамбурова А.В., хотя он своего согласия на переработку указанных произведений не давал. Старый поэт решил, что в результате искажений текстов была изменена смысловая нагрузка произведений в той мере, которую он изначально придавал.

Стихотворение «Кизань», опубликованное в сборнике «Разбуди моё слово» состоит из трех строф, тогда как в сборнике Гамбурова 2010 года, оно состоит из шести. Строка Гамбурова «Смех по Кизани раздавался» превратилась с сборнике 2011 года в «Смех над Кизанью раздавался». Слова поэта Гамбурова «Теперь мы только лишь мечтаем, как молодая детвора» в сборнике АРО СПР выглядела как «Теперь мы только лишь мечтаем, как нынешняя детвора», что отнюдь не улучшает авторского текста.

Стихотворение «Сенокос», опубликованное в сборнике «Разбуди моё слово», также претерпело по воле АРО СПР несогласованные с автором изменения. Строка Гамбурова «Только косарь дорогу знает» превратилась в сборнике АРО СПР в «Но косарь дорогу знает». Строка в сборнике 2010 года «Сеном скошенным своим» превратилась по воле редактора в «Трудом законченным своим». Были и другие изменения, полностью изменившие стихотворение ещё живого автора.

В стихотворении «Красоты края», опубликованном в сборнике «Разбуди моё слово» только пять строф, тогда как в сборнике 2010 года стихотворение состоит из шести.

Поэты не могут писать одинаково, как не могут быть все на одно лицо. Творчество отдельных поэтов может не нравиться некоторым читателям, которые, к примеру, считают взбалмошными стихи Велимира Хлебникова, корявым творчество Василия Тредиаковского, но это всего лишь мнение какой-то группы читателей, тогда как другие читатели готовы воздвигать этим поэтам памятники за счёт бюджетных средств.

В марте 2012 года Гамбуров А.В. направил АРО СПР письмо о нарушении этой общественной организацией его авторских прав, указав, что АРО СПР при отсутствии каких-либо договоров, заключенных с ним, как с автором произведений, без его согласия, опубликовало стихотворения «Кизань», «Красоты края», «Сенокос», допустив неоднократные искажения текста оригиналов этих произведений, выразившиеся в изъятиях части текста, замене слов и словосочетаний, перестановке слов и словосочетаний. Ответа на указанное письмо Гамбуров А.В. так и не получил.
Гамбуров вполне справедливо полагал, что АРО СПР нарушило требования ч. 3 ст. 1260 ГК РФ, гласящие: «Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения».
По мнению Гамбурова А.В. ему был причинен значительный моральный вред, который заключается в физических и нравственных страданиях, связанных с обострением ишемической болезни сердца на фоне глубокого эмоционального потрясения от ненадлежащего обращения с результатами его творческой деятельности и бессилием восстановить доброе имя автора, учитывая его беспомощное положение инвалида.

В защиту интересов А.М.Гамбурова в Кировский районный суд Астрахани обратился прокурор Кировского района с исковым требованием восстановить авторское право и взыскать моральный вред.

На судебном процессе представитель АРО СПР «правозащитница» Вероника Андрианова в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что сборник «Разбуди мое слово», в который вошли стихотворения Гамбурова А.В., был издан в рамках благотворительной акции. Редакции, по мнению Андриановой, кроме исправления орфографических ошибок, стихотворения Гамбурова А.В. не подвергались.

Трудно понять причину того, что судья Рогова Ю.В. своим решением от 19 июля 2013 года отказала прокурору Кировского района в удовлетворении искав защиту интересов поэта Гамбурова.

Этим решением судья Рогова давала АРО СПР карт-бланш на самоуправство в отношениях с авторами и нарушение их прав.

Трудно представить, как «причесали» бы стихи Велимира Хлебникова в АРО СПР, если бы Председатель земного шара жил в наше время и, к своему несчастью, имел дело с АРО СПР в лице редактора Щербакова.

Но справедливость восторжествовала.

Судебная коллегия по гражданским делам астраханского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Кировского района Астрахани на решение Кировского райсуда, своим определением от 30 октября 2013 года отменила это решение и приняла новое решение, которым частично удовлетворила исковые требования прокурора Кировского района Астрахани в интересах Гамбурова А.В. и назначила взыскание с АРО СПР в пользу Гамбурова денежную компенсацию морального вреда.

Совет Щербакову: чтобы уважительно относиться к творчеству других авторов, нужно самому быть творческой личностью. Быть, а не казаться.

А теперь вопрос: кем надо быть, чтобы править творчество авторов без их ведома и согласия?

Ответ очевиден.

Вальтер Кот
«Факт и компромат» (№ 51 (710), 2016 г.)