Несколько лет по Первому каналу идет передача «Контрольная закупка».
Не случайно так долго телевизионщики выкладывают в эфир этот образец настоящей, добротной и достоверной рекламы. Настоящей, без кривляния медийных лиц, убеждающих нас купить то, что сами никогда не покупают и секущих глаза мельканий на экране.
Не спеша и скрупулёзно специалисты вместе с покупателями оценивают качества продуктов и товаров на прилавках наших магазинов. Вот она - не раздражающая телевизионная реклама! Портит передачу только назойливый самопиар канала, дескать, эта программа выходит при “финансовой помощи «Первого канала»” и исключительно в интересах телезрителей. Однако производство тематических (а это тематическая!), информационных, музыкальных и других телепрограмм - суть прямая обязанность телекомпании. Так что громко декларировать о какой- то финансовой помощи самому себе - расчёт на явно неосведомленного телезрителя.
Лукавство и даже враньё телевизионщиков - явление уже не редкое. Но новая беда - элементарная безграмотность корреспондентов. У них почему-то «самолёт с художественным руководителем Большого театра вылетает на лечение из Москвы в Европу». Или: «Студенты ПТУ устроили пьяный дебош в общежитии». Слабые школьные познания, что Европа граничит с Уральскими горами, а студенты учатся в ВУЗах, недопустимы для редакторов центральных российских телеканалов. А что говорить о местных тружениках телеэфира!? Точностью слова, изысканностью мысли они тоже не страдают. Зато с лихвой превосходят подобострастием и чинолюбием.
В каком перепуганном воображении могло родиться название «хорошие новости»? В Законе о СМИ есть чёткое и ясное определение - достоверность информации. Именно такой (и никакой другой) продукт и обязан предоставлять обществу законопослушный и уважающих себя журналист. А запланированные приятные новости это, простите, ангажированные или густо напомаженные. И вообще: если вдруг резко подняли пенсионные взносы, то для пенсионеров это, возможно и хорошие новости. А для предпринимателей?
Если замалчивать, что в Астраханской области несколько предприятий постоянно задерживают своим работникам зарплату, такая позиция тележурналистов, безусловно, хороша для горе-начальников. А для рабочих этих производств - это «хорошие новости»?
Телевизионщики, похоже, и сами уже запутались: где у них вранье, а где реклама, где Москва, а где Европа, где настоящий прямой эфир, а где его профанация. Ведь бегает же который год по студии «прямого эфира» российского телевидения носатенький упитанный ведущий, без конца повторяя: «мы с вами в прямом эфире». Это как на учениях солдат, лихо размахивающий деревянной шашкой наголо. А ведь прямой эфир-то у него ненастоящий – обычный, «цензурный», в записи. Такой эфир пишут и потом перекраивают до неузнаваемости (а такие – почти на всех телеканалах, что астраханских, что центральных).
Жанр прямого эфира, действительно, один, из самых сложных. Не всем он по зубам. Вот и приходится изворачиваться, ловчить, покупая доверчивых телезрителей недостоверной информацией.
Рекламное засилье, мутные потоки пошлости и низкопробных стрелялок с облитыми клюквой героями, играющими попеременно то алчных ментов, то паханов, не остановятся сами собой. Наоборот, стремительно падающий художественный уровень на телеэкране будет всё сильнее тащить за собой уровень культуры в повседневной жизни. И так будет до тех пор, пока мы будем безропотно и равнодушно хавать эту телехрень.
Ник. Васильев,
"Факт и компромат" № 9, 09.03.2013 г.