Выросло целое поколение астраханцев, чьё представление об общественном транспорте в нашем городе уместится в ёмкое слово – маршрутка. Сейчас кроме этого вида передвижения пассажиров действует и автобусное сообщение, хотя и не представляет особой значимости. Автобусных направлений здесь не так уж много, ходят они с большими интервалами и мало чем отличаются от тех же маршруток: по крайней мере, посадочных мест в них не намного больше.
Личный автотранспорт и такси – альтернатива не всем доступная. С наступлением тепла некоторые наши земляки пересядут на велосипеды и мопеды. Но для их свободного и безопасного передвижения дорожная инфраструктура Астрахани практически не приспособлена – как и для вездесущих самокатов, которые скоро станут бороздить местные тротуары, пугая прохожих.
Люди старшего поколения с ностальгией вспоминают былые времена, когда Астрахань имела пусть и не идеальную, но всё же надёжную пассажирскую транспортную систему. Самой большой болью и потерей многие называют ликвидацию трамвайного сообщения в июле 2007 года. В этом принято корить тогдашнего мэра города Сергея Боженова, что не совсем справедливо. Дело в том, что городские власти рассматривали вопрос закрытия трамвая минимум с конца девяностых – начале нулевых. Чиновники под руководством Игоря Безрукавникова уже тогда всерьёз к этому готовились. И даже готовили общественное мнение, инспирируя соответствующие публикации в СМИ.
Дело в том, что вибрация от проезда вагона весом около 18 тонн разрушала стоящие в непосредственной близости трамвайных путей старинные здания, включая расположенные в историческом центре Астрахани. Так что трамвай был обречён, и его исчезновение было лишь делом времени. Для реализации задуманного администрации Безрукавникова не хватало то ли денег, то ли политической воли: всё это у местной власти в избытке появилось лишь через несколько лет…
В Астрахани трамвай появился летом 1900 года. Первая линия новомодного тогда трамвайного сообщения запустило «Большое Бельгийское акционерное анонимное общество». Во время гражданской войны из-за боевых действий трамваи в Астрахани три года не ходили. Однако с 1922 года до 25 июля 2007 его движение было бесперебойным. В 1959 из «узкоколейки» он перешёл на широкую колею.
Астраханцы могли добраться в разные районы города, иногда делая пересадки. Маршрут «А» был круговым, универсальным. В час пик вагоны становились переполненными, но низкая стоимость проезда – всего три копейки – компенсировала все неудобства. Для сравнения, в восьмидесятых проезд на такси от улицы Савушкина до кремля стоил один рубль.
В 1933 году на помощь трамваям в перевозке советских граждан пришли автобусы. Они ездили туда, где не было трамвайных путей. Это была своего рода компенсация за отсутствие полноценного трамвайного сообщения. Со временем оба вида общественного транспорта разрослись, охватив собой почти все микрорайоны города. Сейчас автобусные маршруты в Астрахани можно сосчитать на пальцах одной руки.
В 1967 году городские магистрали украсили троллейбусы, тогда – самое комфортабельное и престижное средство массового перемещения астраханцев из одного конец города в другой. Проезд в нём стоил в 80-х годах 5 копеек – столько же, сколько на автобусе.
В результате троллейбусным сообщением был охвачен почти весь город. С открытием Нового моста через Волгу на нём можно было попасть даже на Трусово. Однако с каждым годом спрос на данный вид транспорта падал, подвижной состав дряхлел и сокращался. Последний троллейбус проехался по Астрахани 30 октября 2017 года. Теперь о былом величии этого самого экологичного вида транспорта напоминают только кое-где уцелевшие обрывки электропроводов.
Некоторое время назад предлагалось построить в Астрахани надземное метро. Но эта затея смотрится по нынешним временам утопией. Велосипед – спустя век до сих пор остаётся самым надёжным и независимым от обстоятельств видом транспорта. В тёплое время года, разумеется, ну, а пока тормозим маршрутку – и вперёд от воспоминаний о прошлом!