Ренат Давлетьяров известен в первую очередь как продюсер самых успешных российских комедий из серии «Любовь-морковь».
Хотя в его послужном списке есть и должность директора Московского международного кинофестиваля, и создание фестиваля артхаусного кино
«2-in-1», и пост президента Гильдии продюсеров России.
Хотя в его послужном списке есть и должность директора Московского международного кинофестиваля, и создание фестиваля артхаусного кино «2-in-1», и пост президента Гильдии продюсеров России.
Начинал будущий продюсер на киностудии «Мосфильм» — ставил декорации, потом был заместителем директора картины, а в дальнейшем и директором картины. Сейчас продюсер Давлетьяров стал еще и режиссером — по воле различных случаев. 1 ноября выходит его «Стальная бабочка», а в будущем году на экранах должен оказаться фильм «Однажды», о котором КиноПоиск уже рассказывал.
КиноПоиск встретился в Ренатом Давлетьяровым в сентябре в Астрахани, где проходили съемки «Однажды». У съемочной группы был выходной, а у постановщика — время на общение с журналистами. Давлетьяров рассказал, как оказался в режиссерском кресле «Стальной бабочки», почему нельзя работать в кино с холодным носом и как он собирается этот самый нос утереть Даррену Аронофски. Также он признался, какие фильмы больше никогда не будет снимать.
- У «Стальной бабочки» сложная судьба: менялись режиссеры, потом вы сами заняли режиссерское кресло. Чем эта история вообще вас заинтересовала?
- У меня есть друг и партнер Саша Котелевский. Он принес мне синопсис. Я почитал: сериал про ментов. Говорю, снимать не будем. Обычно
разговор на этом заканчивается, но тут он что-то почувствовал. И еще раз завел разговор, но я ответил, что мы это снимать не будем. Хочешь — сам снимай. Потом пришел автор сценария Юрий Коротков и вкратце, то есть за час (быстрее он не умеет разговаривать), рассказал мне историю. Когда мне Юрик рассказал ее, я уже понял и сказал «да». Но сам я, конечно, снимать ничего не собирался. Еще до появления режиссера мы стали искать главную героиню, потому что поняли, что девочка — это все. Нашли Дашу. Я ее не узнал на пробах, честно говоря. Я не смотрю ситкомы, но что-то ведь мелькает по телевизору постоянно. Пришла девочка в шапочке, в курточке, что-то почитала. Вроде бы понравилась. Потом мне через три месяца кастинг-директора приносят список из десяти финалисток, где ее нет. Я спрашиваю: а где та, в шапочке? Мне говорят, что не надо мне ее смотреть, она ситкомовская. Это правда, я не очень люблю ситкомы. Но тут я же ее не узнал, так что попросил вызвать еще раз. Сделали пробу, показали мне, и я сразу понял, что она будет сниматься.
Мы пригласили молодого и талантливого режиссера. Тому сначала не понравилась Даша. Потом, после того как я ему сказал сделать с ней
пробы, вроде он ее кандидатуру принял. Потом он спросил, может ли он что-то изменить в сценарии. И вернулся через 25 дней с полностью
переписанным сценарием. Бедному Короткову, когда он прочитал его текст, чуть реанимацию не вызвали. Так появились расследования, доследования. Но я сразу решил: такого не будет. До последнего пытались найти компромисс, но в итоге пришлось сказать, что он уволен.
Потому что сценарий для меня важнее режиссера.
- 1 ноября выходит еще несколько российских фильмов. Как зрителю выбирать среди такого количества отечественных картин?
- Мы не особенно конкурируем на самом деле. Одно дело, когда снимаешь картину с большим бюджетом, масштабной рекламной кампанией, она должна обязательно окупиться. А наша лента недорогая, она копейки стоит. И я счастлив уже оттого, что мы вообще выходим в прокат. Я думал, она выйдет десятью копиями, очень ограниченно, но компания «Каро» решила выпускать 350 копиями, что для этого фильма много. Кинотеатры берут.
- Критики и зрители после показа на «Кинотавре» упрекали «Стальную бабочку» в жанровой обманке: начинается как детектив, а заканчивается как мелодрама.
- В тот момент, когда мне захочется понравиться российским кинокритикам, я попрошу вызвать скорую помощь и отправить меня в
Кащенко. Про «Кинотавр» много чего говорили. Было много слухов, что я там чуть ли не придушил всех, чтобы мою картину взяли фильмом закрытия. Хотя на самом деле ее хотели брать в конкурс, но я решил, что не стоит его туда отправлять. Потом писали, что картина никому не понравилась, все вышли из зала и так далее. Хотя за всю свою работу в кино столько моих друзей и, что важно, совсем не друзей не поздравляли меня с фильмом, а битком забитый зал в напряжении смотрел картину до титров. А потом аплодировал.
Что касается обманки, то да, конечно, это обманка. Все кино — обман. Есть фон преступления, через который мы заходим в историю.
Именно с него начинается история Чумы и Ханина, с того, что существует эта проблема. Ведь криминальная линия основана на реальных событиях. А как еще можно было свести этих двух героев? Такой сюжет. Начинается и заканчивается экшном, но само кино не про это. Мне совершенно было неинтересно снимать про маньяка и следователя. Мы затягиваем зрителя в историю, а затем события развиваются неожиданно. Кстати, когда на экране в первый раз появляется Чума, зритель видит хроникальный кадр. Там есть сцена, где беспризорники сидят в засаде в парке. Так вот мы их туда посадили, сделали им заменитель пива, сигареты и просто снимали, как мимо проходят обычные сытые горожане. Мы стояли с камерой час, и никто из прохожих даже не подошел, не возмутился тем, что маленькие дети сидят с пивом и сигаретами. Вообще никто не прореагировал. Мне кажется, на экране видно, что это хроника. И зритель уже съеживается, ожидая, что сейчас его затянут в нудную бытовую историю, а она поворачивается другой стороной.
- Дарью Мельникову вы сняли в роли Чумы и теперь снимаете в своем новом фильме «Однажды». Как с ней сложилось такое продолжительное сотрудничество?
- Я увидел в ней нереальные актерские способности. У нее есть счастливое свойство: ее обожает камера. Когда она в кадре, что-то
происходит. Что-то меняется. Это очень редкое свойство, ему нельзя научиться в театральном училище, с ним надо родиться. Когда я уже
смонтировал «Бабочку», я сказал ей: готовься, будешь в следующем году сниматься. Кроме того, я ее снял в эпизодической роли в «Невидимках». Честно говоря, мы придумали еще одну картину с Дашей. Она ведь с детства занималась танцами и балетом. Мы сейчас с тем же Юрием Коротковым работаем над сценарием о балете.
- То есть Даша будет играть балерину?
- Да, она должна будет с весны перестать жрать.
- Сейчас у вас на площадке фильма «Однажды» много подростков, фактически дебютантов в кино. С ними сложнее или проще работать, чем с опытными артистами?
- В чем-то сложнее, в чем-то проще. Сложнее их отобрать. Мы подсчитали, что, дабы отобрать главного героя, мы отсмотрели 1500
человек. Поиск начался осенью, пацаны отбирались очень сложно. С Дашей-то было все понятно. Мы отсмотрели все театральные вузы, причем не только в Москве, но и в Питере, и в Ярославле, и в Нижнем Новгороде. За месяц до начала съемок героя не было. У меня была уже
депрессия: если не найдем, придется снимать того, кто не нравится.
Юрия Дейнекина, который играет сейчас у нас главную роль, ассистент по актерам Катя нашла вообще где-то на страницах «Вконтакте». Просто по лицу. Он учится в технологическом вузе, но в школе занимался в каком-то театральном кружке. Мне этого не сказали, и я думал, что он студент театрального. Вроде смотрим его с оператором: ничего такой. Начали с ним работать, а он какой-то растерянный. Ну я и начал на него орать: кто, мол, у тебя мастер? Он совсем потерялся. Какой мастер? Тогда я посмотрел на кастинг-директора: она кивает, мол, не из театрального.
- Как вы готовили его к роли?
- Мы весь фильм прорепетировали в Москве, все сцены. Плюс я ему нанял серьезного педагога, который занимался с ним три недели каждый день. Я уже было думал, что все, провал, приедем на съемки и встанем, все пропало. Но Юра оказался каким-то феноменальным человеком, который способен учиться и двигаться вперед огромными рывками. Честно говоря, сейчас я почти с ним не работаю. Он помнит все, что нужно делать. А остальных набрали по театральным вузам, школам, театрам. Я вообще столкнулся с такой ситуацией, что театральные педагоги ставят перед студентом ультиматум. Ты должен решить: кино или театр? Я считаю, ставить перед таким выбором — это свинство. Ведь те же педагоги понимают, что человек, снимающийся в кино в главных ролях, находит работу в том же театре гораздо быстрее, чем другие. У меня есть своя на этот счет версия: раньше даже великие театральные артисты не так много снимались в кино, а зарплаты у них были огромные, им было плевать на кино. Вот они и придумали такую легенду, которую втюхивают студентам: театр — это особое искусство, которое нельзя совмещать с кино.
Это ерунда полная. Самый популярный театр «Ленком» — там сплошь киноартисты. И в театр не попасть. От того, что студент не будет участвовать в трех репетициях спектакля про Колобка, что-то изменится? Вспомните Михалкова, которого на втором курсе
«Щуки» позвали сниматься в «Я шагаю по Москве». Ему сказали: «Нет. Или съемки, или учеба».
И выгнали его. И где теперь те прилежные ученики, которые играли Колобка в то время, пока Михалков снимался в бессмертном фильме
Данелии?
kinopoisk.ru