Реплика по поводу… Отечественный автопром: кто виноват и что делать

Печатается новость – скорее, факт, что производство автомобилей в России в минувшем году упало на 67 процентов. Не указывается падение производства в предыдущие годы, наверняка оно тоже было не малым. Следовательно, так же стремительно падал и спрос; иначе как обосновать сокращение производства?

Ажиотажного спроса на отечественные автомобили не припомню, следовательно, все колебания не случайны и напрямую взаимосвязаны, о причинах нетрудно догадаться. Нелогичный рост цен на отечественные авто, при беспрецедентно низкой их себестоимости и не самом лучшем дизайне и качестве. Если точнее, то при не самом плохом модельном ряде и лучшем за последние годы качестве, цены на наши автомобили всё равно неоправданно задраны до небес, что отрицательно сказалось на всей экономике отечественной автомобильной отрасли.

Кто-то планомерно и заранее готовил нашу страну к интервенции из Китая и Азии и сдаче без боя российского автомобильного рынка. Без боя – не означает бесплатно. Кстати, «Москвич 3» тоже троянский конь. Долго писать.

Так вот, в качестве доказательства справедливости наших догадок, можно заметить, как все мы удивлялись, молниеносной оккупации значительного сегмента российского авторынка автомобилями Exeed, причём в широком модельном ассортименте. Такое вдруг и за три дня не сделаешь. С кем-то согласовывались условия, даты, пути входа и гарантии нашего пособничества, а это не что иное, как именно оно. Наши автомобили Vesta, Xray, Largus, Granta и Niva должны стоить, образно, три копейки, поддержаны и дотированы государством и бизнесом, да так, чтобы гражданин России глаза от них на всякие китайские конструкторы не поднял. Чтобы спрос ненадолго превзошёл предложение, а предложение вследствие этого успело разогнаться и удовлетворить спрос, попутно взвинтив производство до Exeed’овских объёмов. Чтобы вместо одного Exeed каждый гражданин России мог купить три-четыре машины на выбор: Vesta, Xray, Largus, Granta или Niva, до краёв наполнив бюджет страны своими кровно заработанными. Себестоимость и возможности отрасли позволяют. Но волки решили иначе…

Кстати, в автомобильной жизни России не так давно был такой период, когда 85 000 рублей стоила вазовская «семёрка» или «пятёрка» и не было никакого смысла переплачивать за иномарку, если за эти же деньги в руки попадало три «Жигуля». Я лично сделал этот выбор, поехав в Волгорад за машиной, вернувшись с тремя, чем полностью решил вопросы обеспечения транспортом и бизнеса, и частично семьи. В обслуживании «Жигули» обходились копейки, их не было жалко, мы меняли их раз в год на новые, тех же моделей, почти ничего не теряя на обмене. Если повторить этот фокус с нынешними моделями, опустить цены до логичных, то люди будут очень довольны, станут жить лучше, да и страна только выиграет.

А пока валимся набок во имя процветания зарубежных экономик. Снижение производства влечёт за собой целый букет косвенных убытков: на запчастях, на шинах, двигателях, всех комплектующих и сопутствующих, целый кластер смежных производств лихорадит до банкротства. Представьте, если завтра всё наше сделать до 500 000 да ещё со льготным кредитованием! Цена – по товару, больше они не стоят, людям – на радость, Родине – во славу, врагам – на печаль. 

Лень смотреть советы директоров, списки руководителей, реестры акционеров и прочие документы. Как мне кажется, именно там заложены все причины наших потерь. Там могут быть не только иноагенты, но и махровые менеджеры-иностранцы, с кем на короткой ноге и длинном рубле согласовывают развал российского автопрома наши зарубежные конкуренты.

Очень могу в чём-то ошибаться или чего-то не понимать, но это не со зла, а от всплеска патриотизма.

Илья Симачевский