Реставрация за счет горожан: о судьбе старинных домов в Астрахани

В Астрахани масса аварийных домов – памятников архитектуры и культуры, которые власти и не думают реставрировать. Взять хотя бы дома по улице Адмиралтейская или по Красной Набережной. Они годами стоят заколоченными (как бывший центральный ломбард, больница водников или здание тубдиспансера) – у муниципалитета нет денег на их реставрацию.

Зато жилые многоквартирные дома очень интересуют муниципалов. И сегодня я поняла причины этого интереса.

Мы с мужем побывали в администрации Астрахани на заседании «аварийной» комиссии. Там мы узнали, что многоквартирный дом по адресу Нечаева 41/Мельникова 7 литер А, в котором мы живем почти 20 лет, хотят признать аварийным. Отличный крепкий кирпичный дом, 1914 года постройки – кстати, памятник истории и культуры, который жильцы своими силами уже много десятков лет сохраняют в целости и сохранности.

Поскольку этот дом по закону снести нельзя, городские власти вознамерились его отреставрировать. Казалось бы – кричи «ура» и радуйся: хоть что-то у нас отреставрируют. Ан нет – реставрация (по реставрационным расценкам) предполагается за счёт собственников квартир.

В доме все квартиры, кроме одной, приватизированы. И реставрацию город оплатит пропорционально – 99% её стоимости придётся на долю жильцов. Если мы не согласимся платить за реставрацию, нас выселят, а дом перейдёт в муниципальную собственность.

При этом жильё собственникам 16 из 17 квартир взамен не предоставят, а компенсируют стоимость обжитых квартир деньгами – по выкупной цене (порядка 38 тысяч рублей за квадратный метр).

Средняя площадь квартир в нашем доме – 32 квадратных метра. Нетрудно посчитать сумму, которую власти предлагают в качестве компенсации – на эти деньги в Астрахани можно, например, купить хороший гараж. Или загородный участок с дачным домиком. Или даже небольшую квартиру в сельской местности – километров за 150 от города. Работа не прилагается.

Мы, конечно, пошли в отказ, и заявили, что наш дом не аварийный и реставрация ему не требуется. Теперь нам обещают выездную комиссию, которая на месте будет решать судьбу дома. А точнее, судьбы множества людей, в том числе несовершеннолетних. В общем, посмотрим, что будет дальше. Если что – пойдём в суд.

Но уже сейчас одно совершенно ясно: город весьма оригинально решает проблемы капремонта и реставрации старого жилья – за счёт горожан. Причём муниципалитет идёт на то, чтобы признавать жилье аварийным именно тогда, когда большинство квартир в доме находятся не в муниципальной собственности. А «муниципальные» многоквартирные гнилушки так и будут стоять и гнить дальше.

Наталья Рябинина