- 25 апреля и 11 мая заседания областной Думы не состоялись по причине отсутствия кворума, необходимого для проведения законов. Официальная версия - депутаты отсутствовали по болезни. СМИ же преподнесли произошедшее как депутатский бойкот и занялись опознаванием избирательно поразившего депутатов вируса.
То, что областная Дума больна, причем, болезнь эта явно социального, политического характера - факт очевидный. Равно как и то, что народные избранники сознательно игнорируют заседания Думы. Но хотелось бы услышать комментарий человека, находящегося в эпицентре событий. Что происходит?
- Думаю населению настолько заморочили голову истерическими заявлениями относительно того, что депутаты отлынивают от возложенных на них обязанностей, что пришла пора поставить точки над «i».
Все очень серьезно. Ситуация в областной Думе напоминает ту, что сложилась в Верховном Совете в 1993 году, когда Борис Ельцин, несогласный с законодательной властью, расстрелял Парламент страны. Сегодня исполнительная власть нашего региона тоже в конфронтации с законодательной. Администрация представила в Думу на рассмотрение и утверждение несколько законопроектов, которые, по нашему мнению, не должны быть приняты, потому что нанесут значимый ущерб качеству жизни астраханцев. Как этому противостоять? Нас провоцируют: «Если не согласны – голосуйте, но не игнорируйте заседания». Но в том-то и дело, что мы понимаем разницу между голосованием «руками» и «ногами». В данном случае наличие кворума мало что изменит, поскольку в Думе Астраханской области большинство послушных сторонников партии «Единая Россия» голосуют по указке. Выход один: отсутствие на заседании наиболее преданных своим избирателям депутатов не позволит Думе провести эти законы в жизнь. Сегодня СМИ спекулируют на том, что депутат «обязан», «должен» присутствовать на этих заседаниях. Да ничего он не должен! В Законе Астраханской области о статусе депутата Думы Астраханской области говорится: «...Депутат в период своих полномочий в рамках осуществления депутатской деятельности подотчетен только избирателям своего избирательного округа». А речи о том, что мы игнорируем интересы избирателей просто быть не может! Когда это председатель комиссии по социальной политике Наталья Афанасьева предавала интересы ее избранников? Или Александр Башкин - председатель комиссии по законности? В данном случае наши сторонники - блок коммунистов, другие независимые депутаты... Мы буквально понимаем Послание Президента РФ, направленное на улучшение жизни россиян - и боремся за улучшение жизни астраханцев. Именно для этого они направили нас в Думу. Исполнительная же власть региона добивается совсем иного. Речь идет о разработанных в ее недрах поправках к четырем законопроектам
- Поясните, что в них вызвало ваше бурное неприятие и что спровоцировало конфликт?
- Официальные лица, дающие комментарий к событиям, умалчивают о нашем несогласии со смешанной системой грядущих выборов в Думу Астраханской области по избирательным участкам и по партийным спискам. Мы считаем, что партийная система отодвинет власть от простых людей. Это возвращение к старым временам, когда список кандидатов в депутаты составляли партийные боссы. (Сегодня уже составлены списки АРО «Единая Россия», большая часть кандидатов в депутаты - чиновники). Напомню, мы все это уже проходили. Спросите себя, как, например, защищает наши с вами интересы и права Александра Буратаева - председатель комитета Госдумы РФ по молодежной политике, избранная астраханцами по настоянию партии «Едина Россия»? Мало того, что за три года она ни разу не побывала в нашей области, так ещё и голосует против инициатив, идущих от нашей территории. Сегодня из Московских источников известно, что места в Госдуму РФ продаются и мы не хотим допустить, чтобы такое происходило и в нашей Думе!
Прогнозирую: партийные списки «Единой России» на очередных выборах возглавят известные люди, любимые астраханцами, например, Надежда Бабкина, Эммануил Виторган, возможно ученый или Герой России. Они приедут - развлекут публику, растрогают нас, и оставят с «денежными мешками», которые придут по переданным им по списку праву отстаивать (их ли - свои ли) меркантильные интересы. (Кстати, такие труженики и весьма мудрые люди, как Федор Тарасевич или какой-нибудь другой председатель аграрного хозяйства или промышленного комплекса России не вошли в Общественный Совет при Президенте РФ - там все сплошь певцы и бизнесмены. Что из этого следует - вам понятно. Не петь хором, а выть в голос уже надо, ведь кроме нефтяной - другие отрасли промышленности в стране не развиваются).
Второй камень преткновения для законодательной и исполнительной власти региона - это поправки к Закону о земле, внесенные областным комитетом по недропользованию. Как известно, земля - собственность государства, но распоряжаются ею (по Указу Президента РФ) органы местного самоуправления (это их основной источник доходов). Администрация области вознамерилась лишить муниципалов этого права, став единоличным собственником земли. Считаю, что государственная собственность должна быть защищена от посягательств тех же чиновников. Поясню, что я имею в виду на примере: в свое время Министерство имущественных отношений Астраханской области безвозмездно сроком на 25 лет передало дом культуры судостроительного завода (известный среди горожан, как завод им. Сталина) Каспийской флотилии. Напрашивается вопрос: «Куда же теперь идет плата за проведение банкетов, различных общественных мероприятий, конкурсов?» И таких примеров множество.
- Где же гарантия, что и земля не будет раздаваться по аналогичной схеме?
- Вот именно. Что касается жителей города Астрахани, для которых оформление участков останется в пределах городской черты, то, может быть, они не сразу заметят и ощутят подмену органов по землеустройству. Но что делать сельчанам, которые захотят приобрести земельный надел? Для оформления такового им надо жить в Астрахани несколько недель, и иметь для этого средства (которых у них, в подавляющем большинстве нет).
А какую угрозу таит в себе тенденция приобретения двойного гражданства в наших чиновничьих кругах? (Мне не единожды сообщали об этом в анонимных письмах. И у меня нет оснований не доверять полученной информации, поскольку один из заместителей губернатора имеет двойное гражданство, а другой его заместитель, до недавнего времени осуществлявший связь московского Представительства Астраханской области с Кремлем, снят с этой должности соответствующими органами по той же причине). Вот и представьте себе ситуацию, когда они, став владельцами земли, имущества, уедут на манер Березовских и Гусинских в Англию, и будут оттуда распродавать ее иноземцам на подставных лиц. Примеры циничной манипуляции своими убеждениями чиновничья гвардия преподносит нам ежедневно. Вот только что показывали по телевидению как она, выйдя на субботник, белила в парке у проспекта им. Гужвина деревья, а сегодня на месте этого зеленого массива вековые деревья вырублены и строится офис ООО «Астрахань-ЛУКОЙЛ». К сожалению, все наши худшие опасения имеют обыкновение сбываться.
Теперь о Постановлении Правительства Астраханской области «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услугах на 2006 год». В данном случае оппозиционно настроенные депутаты Думы Астраханской области не согласны с региональными стандартами оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, ущемивших нормы льготников (прежде 42 кв. м., теперь - 33). Я принимал активное участие в разработке этого Закона и предлагал размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий: 33 кв.м. общей жилой площади - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м. - для семьи из двух человек; 18 кв.м. - на одного человека для семьи из трех и более человек. При этом, мы предлагали установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 18% (в федеральном и областном постановлениях установлен размер 22%). Закон был принят в первом чтении, но, чтобы проголосовать за него во втором чтении, должно быть сделано экономическое обоснование. В областном бюджете должна быть заложена сумма в 186 миллионов рублей для предоставления гражданам субсидий, необходимых для индексации оплаты жилищно-коммунальных услуг.
- И предварить эти меры нужно внесением соответствующих изменений в бюджет?
- Правильно. У нас же пытаются в очередной раз надуть население, прописав в бюджете ни к чему не обязывающую строку, в то время как всякий Закон должен работать. Мы вот приняли Закон об игорном бизнесе в Астраханской области, но что-то не слышно, чтобы кого-то привлекли за правонарушения. Не потому ли, что жены и дети чиновников выигрывают в казино автомобили? Уже можно статистику вести... Как говорится, деньги к деньгам...
Думаю, найти обозначенные деньги территория в силах. В этом году на содержание аппарата Фонда ОМС выделено 45 миллионов рублей, что в несколько раз больше по сравнению с 15 миллионами в предыдущем году. Чем это объяснить? Круговой порукой, на мой взгляд. Обращаю Ваше внимание на то, что я голосовал против принятия данного решения, поясню почему. Несколько лет назад у Фонда ОМС было несколько функций. Первая и очень важная - это сбор налога на обязательное медицинское страхование граждан. Вторая - распределение поступивших из различных источников денежных средств по страховым медицинским организациям (страховым компаниям). Сегодня в силу изменений на уровне Правительства РФ, функция сбора налога на ОМС передана налоговым органам. Поэтому и осталась у дирекции Фонда ОМС вторая функция, а именно распределение средств по страховым компаниям, которых осталось на территории Астраханской области немного. Как же тогда объяснить тот факт, что расходы на содержание этой надстройки над нашей медициной так выросли? Дело в том, что, объединившись, чиновники «вытолкнули» с рынка медицинских услуг крупную страховую компанию «Анта-Мед», на ее место пришла другая - вот и передел рынка, за такие заслуги почему бы им не поддержать растущие чиновничьи аппетиты (на содержание аппарата управления). И все бы ничего было в этом «междусобойчике», но все же находятся такие депутаты, которые не позволяют им делать все что вздумается, будоражат общественность, не могут закрыть глаза на то, что это те самые деньги, которых так не хватает на зарплату нашим врачам.
Как заместитель председателя комитета Госдумы по промышленной политике, транспорту и связи я неоднократно участвовал в проверках нецелевого использования подразделениями администрации области денежных средств. По дорожному фонду в 2003-2004 году эта цифра составила 400 миллионов рублей, по управлению внешнеэкономических связей - 100 миллионов. Мы передаем заключения в прокуратуру, но никаких уголовных дел на чиновников не заводится, хотя, насколько мне известно, при
нецелевом использовании средств более, чем в 100 тысяч рублей, должно заводиться уголовное дело. Я намерен инициировать создание антикоррупционного комитета при Думе Астраханской области и активно работать в нем.
- И четвертый законопроект?..
-«Об оплате труда работников государственных учреждений Астраханской области». Он подразумевает видимость повышения заработной платы. Когда происходит манипуляция с тарифными коэффициентами Единой Тарифной сетки в сторону их понижения и лишь идет увеличение 1, 2 и 18 разрядов. С 8 по 12 разряды повышение составит от 1 до 8 рублей. Я считаю, что это издевательство над нашими врачами, учителями, работниками культуры. Люди нас проклянут, если мы примем его в предложенном виде. Он нуждается в серьезной доработке. И исполнительной власти придется изыскивать на это средства
- В беседе вы упомянули об угрозах в адрес неуправляемых депутатов, об опубликовании списка их фамилий на новом телеканале «АстраханьТV» (в «лучших» традициях отнюдь не демократических времен) ... Но, как известно, вам могут предложить не только кнут, но и пряник. Не изменит ли такой вариант вашу принципиальную позицию?
- Нет, наша акция должна закончиться только отзывом обозначенных законопроектов и их кардинальной доработкой.
- Надеетесь на лучшее?
- Конечно. Владимир Путин не только обозначил тему слияния в коррупционном экстазе таможенных органов с бизнесом, но и оперативно принял меры по выявленным
нарушениям.
Астраханской власти, да и ряду московских чиновников, дано пройти свое испытание на соответствие занимаемым должностям в связи с 450-летием Астрахани. Программа стартовала год назад, но пока еще не создано ни одного проекта застройки микрорайона, не закончены расчеты: достаточно ли развита региональная строительная база, имеются ли кадры для ежегодного возведения одного миллиона квадратных метров жилья? Большое дело всегда выявляет сильные и слабые стороны хозяйствующих органов. Поживем - увидим!
Интервью подготовила Наталья Кальянова, газета "Факт и компромат", май 2006 года.