В последний мартовский уикенд на главной сцене Астраханского драматического театра состоится премьера спектакля «Записки военного корреспондента» по мотивам произведений Константина Симонова. За несколько дней до показа спектакля, приуроченного к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, AST-NEWS.ru поговорил с режиссёром-постановщиком Андреем Черпиным. Выпускник Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге служил главным режиссёром в драмтеатрах Новокузнецка, Ачинска и Томска, ставит спектакли в России и за рубежом, работает в документальном и игровом кино.
– Андрей Владимирович! Это не первый ваш опыт сотрудничества с Астраханским драмтеатром?
– В 2003 году, когда учился на четвёртом курсе театральной академии, Александр Михайлович Цодиков, возглавлявший Астраханский драмтеатр, пригласил меня поставить спектакль «Тринадцатая звезда» по повести Эрнеста Сетона-Томпсона. Второй раз я приехал в Астрахань в 2011 году уже по приглашению Станислава Владимировича Таюшева, поставив здесь спектакль «Контракт, или Месье заплатит за всё!» по пьесе французского драматурга Ива Жамиака. Рад вновь приехать в Астрахань и работать в прекрасном старинном театре, чугунными ажурными лестницами которого не устаю восхищаться. Приятно вновь сотрудничать с труппой Астраханского драмтеатра и ждать встречи с астраханским зрителем.
– Поставить спектакль по произведениям Константина Симонова – ваша идея или предложение театра?
– Передо мной поставили задачу – сделать спектакль к юбилею Победы, и я выбрал литературный материал, созданный Константином Симоновым. Трудно делать спектакли о Великой Отечественной войне, временная связь с той эпохой потеряна, прямых свидетелей событий почти не осталось. Это хорошо видно по кинематографу: пока над темой работало поколение фронтовиков – были хорошие фильмы, как только преемственность ушла, то, глядя на экран, в большинстве случаев мы понимаем, что это какая-то неправда.
Остановился на произведениях Симонова, отражающих взгляд корреспондента – достаточно отстранённый, не претендующий на глубокие обобщения, но выхватывающий характерные для того времени фрагменты, портреты и ситуации. Как автор инсценировки использовал разный материал – очерки, стихи, сценарии, пьесы, дневниковые записи. Основной линией спектакля стал роман «Так называемая личная жизнь». Было интересно показать, как война меняет человека, его судьбу и мировоззрение.
Изначально мы назвали спектакль «20 дней без войны», но, учитывая пожелания наследников автора, чтобы избежать прямых ассоциаций с одноимённым фильмом Алексея Германа, переименовали его в «Записки военного корреспондента». Это название также отражает жанр нашего спектакля.
Константин Михайлович Симонов написал роман спустя несколько десятилетий после войны, поменяв лирическому герою Василию Лопатину, являющемуся, по сути, его альтер эго, возраст. На момент войны автору было 25 лет, а главного героя он сделал 46-летним. В связи с этим, позволил себе несколько рисковый, но, как мне кажется, обоснованный ход – вплести в канву спектакля эпизоды биографии самого Симонова.
– Наверняка зрители не увидят в спектакле батальных сцен…
– Батальные сцены в театре всегда выглядят страшно фальшиво. Их и в кино правдиво отобразить тяжело. Сам способ существования артиста в бою – непосильная задача для театра, либо требующая образного решения: например, пластический спектакль или постановка, не претендующая на документальность и бытовые подробности.
– Любовная тема в творчестве и биографии Симонова выражается особенно ярко…
– Если бы Константин Михайлович выразил в прозе историю взаимоотношений с любовью всей своей жизни Валентиной Серовой, как он это отчасти сделал в своих стихах, то мы бы могли прочесть один из самых великих любовных романов. Но он оставил эту сторону за скобками. Какие-то отголоски отношений двух блестящих людей эпохи – самого известного спецкора страны и кинозвезды - можно обнаружить в творчестве Симонова. В романе «Так называемая личная жизнь» какие-то черты Серовой достались жене Лопатина Ксении, другие штрихи легендарной актрисы проступают в образе новой любви главного героя – Ники.
Люди, чья жизнь протекает в военное время, не могут продолжать отношения, как это могло быть в мирное время. Как пел Владимир Высоцкий, «здесь нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты». У войны существует своё расписание, ломающее все личные, семейные, социальные и профессиональные связи. Эти фрагменты, мелькающие в калейдоскопе того времени, наглядно демонстрируют ритм войны. Мне было важно показать, что определённые решения нужно принимать здесь и сейчас, ведь потом просто может не быть такой возможности.
– Как проходил кастинг?
– Здесь сложилась удачная ситуация – произошло полное попадание в образы главных героев. Спектакль поместился в театре в том смысле, что нашлись актёры, способные исполнить роли, рассчитанные под определённую индивидуальность. В спектакле нет единой драматургической линии, дающей артисту место для разбега. Здесь, как в кино, психофизика важнее актёрских умений. Нам удалось попасть в типажи, характерные для той эпохи.
– Расскажите о визуальной картине спектакля.
– Дух 40-х, эстетика военных лет сохранятся. Зрителей ждёт сочетание образного решения сценографии с документально-бытовым рисунком в костюмах и реквизите. Декорационное решение спектакля, некая «волшебная стена» придаст действу эмоциональное хорошее ощущение тревоги, характерной для того времени.
Динамику спектаклю придадут частные смены картин: герои постоянно переезжают с места на место. Редакция газеты «Красной звезды» – издания, где работал Константин Симонов и, соответственно, Василий Лопахин, в военные годы переезжает в подвалы театра Красной Армии. Мне хотелось показать сдвинутый быт, который в те годы был для людей привычным. В другой сцене видим, как советские бойцы, только что освободившие Феодосию, размещаются в бывшей немецкой комендатуре, где стоят коробки с архивами и продовольствием, в том числе с французским шампанским и с европейскими деликатесами. Эти бытовые детали впечатлили меня при чтении, поэтому я решил внести их в спектакль. Придумал эпизод, когда матрос морской пехоты находит после отступления вражеской армии пластинки с музыкой Вагнера и немецким шансоном. Война – это трудная работа, при которой люди не перестают влюбляться, шутить и даже мяться. Всё это будет в нашем спектакле.
– На какую зрительскую аудиторию рассчитан спектакль?
– На самую широкую. Старался сделать спектакль лёгким по своей структуре, с кинематографическим рваным монтажом, не отягощённым длинными сценами, несмотря на то, что темы поднимаются достаточно серьёзные. Мне был важен композиционный момент, позволяющий постоянно менять способ подачи материала, его динамику, соединяя, по сути, несоединимые вещи.
– Какая музыка прозвучит в спектакле?
– Приступая к работе, обычно чётко понимаю, какая музыка будет сопровождать действие. Здесь же столкнулся с дикой проблемой: никакой современной музыки в этом спектакле быть не должно. Также не хотелось повторять популярные мелодии и песни того времени в их привычном звучании. Поэтому музыки у нас будет не так много, но вся она вплетена в действие. Зрители услышат редкую песню времён ВОВ, передающую бодрый и весёлый дух солдата. Нам было важно выразить наивную эстетику 40-х, не отягощённую лишней образностью, не похожую на агитку.
Особым сюрпризом для зрителей станет музыкальная цитата из фильма «Жди меня» 1943 года, снятого по сценарию Константина Симонова, специально написанного для его музы – Валентины Серовой, в тот год ставшей его женой. Неожиданно, но обосновано в нашем спектакле прозвучит музыка композитора эпохи барокко Генри Пёрселла и полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Но самое большое эмоциональное потрясение публику в финале спектакля, на премьеру которого мы ждём астраханцев 28-29 марта.
– Большое спасибо за интересную беседу!
Образ Василия Лопатина в спектакле воплотит Дмитрий Карыгин. В роли его жены Ксении зрители увидят Виолетту Власенко, а возлюбленной Ники – Наталью Дрожжак. Роли в спектакле исполняют: заслуженные артисты России Павел Ондрин и Валерий Штепин, заслуженная артистка Астраханской области Екатерина Спирина, актёры Наталья Вавилина, Алексей Кульчанов, Довуд Самадов, Олег Комаров, Константин Кузьмин, Екатерина Сиротина, Иван Быков, Елизавета Смирнова, Валерий Комаристый, Игорь Вакулин, Галина Лавриненко, Пётр Соломонов.
Екатерина Некрасова