На большой сцене Астраханского государственного театра оперы и балета 22 и 23 марта состоится премьера оперы «Русалка» А.С.Даргомыжского, первоначальная версия которой была представлена зрителям минувшим летом в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле».
Наш собеседник режиссёр АГТОиБ Василий Селюков – ассистент режиссёра-постановщика «Русалки» Сергея Новикова, раскрыл детали предстоящего события и рассказал о творческих процессах, происходящих в стенах крупнейшего театра региона.
– Расскажите о подготовке к ближайшей премьере и вашем участии в этом масштабном проекте?
– «Русалка» стала моим первым ассистентским спектаклем в нашем театре. Едва приступил в начале сезона к работе, как сразу получил ответственную работу. Режиссёр-постановщик Сергей Новиков сейчас лично занимается переносом «Русалки» на стационарную сцену, адаптируя спектакль под новые условия.
Несмотря на то, что сценография и костюмы сохранятся с кремлёвской постановки, по сути это будет спектакль, который смело можно назвать премьерным. Для исполнения партий Мельника и Князя приедут солист Мариинского театра Михаил Колелишвили и солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Кирилл Матвеев. Помимо прежних исполнителей из состава оперной труппы АГТОиБ на партию Княгини пробуется новая солистка театра Виктория Еремчук, на партию Наташи – Оксана Воронина, на партию Князя – Сергей Маньковский.
– Какие изменения произойдут с «Русалкой» в ближайшие выходные?
– Площадка под открытым небом и классическая барочная коробка театра требуют абсолютно разных приёмов, учитывая акустические и световые возможности. Возможно, некоторые режиссёрские находки придётся переработать.
В стационарном театре гораздо больше инструментов для реализации постановки. Прежде всего – это изменение масштаба. Сценография «Русалки» настолько универсальная, что она органично впишется в пространство большой сцены АГТОиБ. Благодаря подъёмным плунжерам сможем создать такую же, как в кремле, возвышенность. Самое важное в этом спектакле не столько техническая составляющая, сколько филигранная работа режиссёра и солистов над психологией образов персонажей социальной драмы.
Внимательный зритель, видевший кремлёвскую постановку, наверняка заметит новые детали и нюансы, придя на премьеру. В спектакле останется потрясающая метафорическая балетная вставка, играющая необычайно важную роль в развитии сюжета.
Если в кремле «Русалка» шла без антракта, то на ближайшей премьере, он появится, но мы не станем раскрывать заранее этот драматургический ход.
– Как работалось с Сергеем Новиковым?
– Сергей Геннадьевич хорошо известен во многих оперных домах нашей страны своими яркими постановками. Он много где ставил – в Красноярске, Нижнем Новгороде, Мариинском театре, «Геликон-опере»... Работать с Сергеем Новиковым легко: процесс создания спектакля проходит в невероятно дружественной и творческой атмосфере. На каждое смелое решение у него интересное обоснование, так что в постановочном процессе Сергей Геннадьевич – человек чрезвычайно интересный. Наш маэстро Валерий Владимирович Воронин имеет колоссальный опыт постановки оперных спектаклей и внимательно относится к сохранению подлинности произведения, допуская новшества, не противоречащие авторскому замыслу. Весь наш коллектив работал над кремлёвской постановкой «Русалки» на одном дыхании.
– Как уроженец Красноярска оказался в Астрахани?
– Закончил на малой родине колледж искусств, получив профессию актёра музыкального театра, два года работал в Железногорском театре оперетты. Затем служил в Красноярском музыкальном театре – сначала как актёр, а затем, выбрав режиссёрскую стезю, параллельно учась в ГИТИСе на режиссёра музыкального театра. Мне довелось ставить мюзиклы и оперетты в Красноярске и Волгограде, но всегда мечтал ставить оперы.
Дорабатывая свой первый сезон в Волгоградском музыкальном театре, был приглашен главным режиссёром театра Алексеем Смирновым. После переписки договорились о встрече в Астрахани. Когда увидел потрясающее здание нашего театра, оснащённое новейшим оборудованием, то пришёл в полнейший восторг. Из города до открытия сезона уезжал уже с клавиром «Русалки».
– В свой первый астраханский сезон вы успели поставить аншлаговый спектакль – оперетту «Званый вечер с итальянцами» Жака Оффенбаха. Как родилась эта задумка?
– Когда только приехал в Астрахань одним из предложений Алексея Смирнова стала оперетта «Званый вечер с итальянцами», о которой зрители старшего поколения помнили по чёрно-белому фильму Свердловской киностудии. Оперетта, имевшая название «Господин Шуфлёри остаётся дома», снискала популярность у нашей публики ещё со времён Российской Империи – оперетта шла с грандиозным успехом на нескольких столичных и провинциальных сценах.
Словесный юмор имеет свойство устаревать, поэтому я решил переписать либретто, сделав его созвучнее к нашему времени, и перенеся сюжет в более близкие нам времена. Эпоха 30-40 годов XIX века в оперетте не играла существенных характеристик, поэтому мы перенесли действие во Францию 60-х годов прошлого столетия. С переписанными диалогами и музыкальными текстами, постановка сохранила все музыкальные номера и их последовательность в оригинале. Работая над новым либретто, мне хотелось воссоздать атмосферу французского кинематографа той эпохи, навеянную фильмом «Шербурские зонтики». Жака Оффенбаха, создавшего лёгкую, изящную, ироничную музыку, двигающую всю драматургию спектакля, не зря называли «Моцартом Елисейских полей». Он был настоящим королём комизма и сатиры в музыкальном театре.
– Работа в опере и в оперетте для артиста – разные вещи?
– Оперетта помимо музыкальной составляющей – это ещё и диалоги. Академических певцов порой бывает тяжело вывести на разговорный жанр – не в каждом учебном заведении обучают сценической речи. Поэтому для вокалистов важно развитие гибкости как голосового аппарата, так и тела.
Придумывая движение, прежде всего, представляю, как бы это сыграл сам, вспоминая своё актёрское прошлое. На репетициях у солистов была возможность вносить предложения в рисунок роли, некоторые из которых были приняты, другие обосновано отсеяны. В целом же труппа достойно справилась с таким материалом.
Оперетта или комическая опера для зрителей служит лучшим антидепрессантом, отвлекает от насущных проблем, даря мир красивых отношений, удивительных интерьеров и смешных ситуаций в которых можно узнать и себя. В ближайших планах театра большие постановки с громкими названиями, а пока всех ждём на премьеру оперы «Русалка», встреча с которой станет большим и ярким культурным событием. Психологическую драму в стенах АГТОиБ воспримут иначе, чем на открытом воздухе – под своеобразным увеличительным стеклом, где мельчайшая деталь имеет значение.
Интервью провела Екатерина Некрасова