Ринат Аюпов о себе и работе: депутат ГД и экс-гендиректор «Астраханского морского порта» – в интервью AST-NEWS.ru

Депутат Государственной Думы России, бывший генеральный директор акционерного общества «Астраханский морской порт» («АМП») Ринат Аюпов рассказал AST-NEWS.ru о прошлом, настоящем и будущем предприятия, Волге и Каспии, о своей парламентской работе и многом другом.

Уроженец Астрахани Ринат Зайдулаевич Аюпов после окончания АГТУ по специальности «Бухгалтерский учёт и аудит» работал экспедитором, коммерческим и генеральным директором предприятий транспортно-логистического обслуживания. Свой бизнес – группу компаний «ВТС» – открыл в 2002 году. Избирался в астраханскую городскую думу, дважды – в региональный парламент. С 2021 года – депутат Госдумы, член Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.

Выпускник СГАП по специальности «Юриспруденция». Окончил Московскую школу управления Сколково. Входит в инвестиционный совет при правительстве Астраханской области. Занимался общественной деятельностью: руководил благотворительным фондом «Горожане» и национально-культурной автономией татар Астраханской области.

Имеет ряд наград и поощрений, среди которых – медаль ордена «За заслуги перед Астраханской областью» и Благодарственное письмо главы Татарстана Рустама Минниханова.

Пандемия порту нипочём

– Ринат Зайдулаевич! Как повлияли на работу «Астраханского морского порта» два года пандемии?

– В целом на оборот Астраханского порта пандемия не повлияла. Наше предприятие является одним из стратегических промышленных предприятий региона. Порт работает в круглосуточном режиме и на время пандемии его работа не прекращалась. Бухгалтерию мы отправили на удалёнку, но непосредственно задействованный в погрузо-разгрузочных работах персонал у нас работал всё это время.

Понятно, что в целом по стране был спад экономической активности, но на грузоперевозках он не сказался. В результате за 2020 и 2021 годы по сравнению с непандемийным 2019 годом мы фиксировали рост.

От редакции: в 2019 году выручка «АМП» составила 100,3 млн руб., чистая прибыль – 4,6 млн руб. В 2020 году выручка – 150,8 млн руб., чистая прибыль – 32,4 млн руб. В 2021 году выручка – 225,7 млн руб., чистая прибыль – 83,3 млн руб.

Владельцами 10 процентов АО «Астраханский морской порт» выступают два гражданина России, 90 процентов принадлежит АО «Волгоградский речной порт». Уставной капитал предприятия по состоянию на 2021 год – 109 млн руб., баланс – 212 млн руб. На предприятии работают 96 сотрудников.

– А как обходилось дело с прививками?

– Мы не имели права насильно прививать людей. На первом этапе переговорили со всеми рабочими и часть пошли делать прививки добровольно. Были и антиковидники: для них мы сделали лотерею, разыгрывали по 10 тысяч рублей. Вызвали сюда врачей и прививали желающих сотрудников, чьи данные потом сложили в лототрон, и счастливчики выиграли денежные призы. В результате у нас было привито больше 75 процентов сотрудников.

Партнёрство вместо конкуренции

– Другие порты на Каспии, в том же Дагестане, для Астраханского морского порта конкуренты или партнёры?

– В зависимости от времени. Если брать период, когда не было такого, как сейчас, объёма грузов, то махачкалинский порт был конкурентом: часть грузовой базы уходила туда. Но в нынешней ситуации, когда груза очень много и открываются новые направления, я не считаю его конкурентом – работы хватает всем.

У нашей области, как и у Республики Дагестан, цель общая – развитие экономики не только своих регионов, но и всей нашей страны. Но возможности реализации разные. Так, у порта Махачкалы есть своё конкурентное преимущество – Каспий у них практически не замерзает, а у нас из-за льда сейчас временные проблемы с судоходством. В результате в этот период часть грузов уйдёт туда, чтобы оперативнее отгрузиться, но пройдёт два месяца, в марте у нас растает лёд и здесь тоже всё поедет.

– Как вы оцениваете перспективы строительства порта в калмыцкой Лагани?

– С портом в Лагани есть определённая проблема – это глубина. Там достаточно сложная для судоходства скульптура дна. Есть проект строительства порта, есть желание властей Республики Калмыкия участвовать в транспортных проблемах. Но если есть проблемы с дноуглублением, то это достаточно дорогая история и очень большие капиталовложения.

Рост вопреки всему

– Ринат Зайдулаевич! Поделитесь итогами работы порта за минувший год.

– С февраля по апрель 2022 года в связи с началом Специальной военной операции и определёнными экономическими трудностями при платежах из-за введённых санкций, возникла проблема перевода денег, в результате часть груза где-то остановилась. Наложился ещё иранский Новый год, Навруз, начинающийся 21 марта: в этот период граждане Исламской Республики Иран, нашего основного экономического партнёра по Каспию, отдыхают две-три недели. В связи с этими событиями у нас произошёл некоторый спад в объёмах грузопереработки. А уже к маю, когда было чётко понятно, какие у нас альтернативы по прохождению денег, мы приспособились к новым экономическим вызовам – и начался рост.

От редакции: с февраля по сентябрь 2022 года Ринат Аюпов был внесён в санкционные списки Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, США, Украины, Швейцарии, Японии и ЕС. Причиной стало голосование Рината Аюпова в Госдуме за признание ДНР и ЛНР. О принятом решении депутат не сожалеет и считает свой поступок правильным. В течение 2022 года Ринат Зайдулаевич вышел из состава учредителей девяти ООО, входящих в группу компаний «ВТС», передав свои доли в уставных капиталах компаний членам своей семьи.

Суммарно по 2022 году по сравнению с 2021 годом мы добились небольшого роста, 40 процентов прибыли инвестировали в модернизацию и обустройство новых площадок. Прикупили ещё здесь территорию, осуществляем постоянную модернизацию кранов. Несмотря на то, что груза пошло очень много, три месяца в минувшем году выпали, и запланированные показатели начали догонять летом, а к сентябрю уже к плюсу начали подходить. Поэтому положительная динамика продолжается.

– Как обстоят дела с зарплатой и кадрами?

– Непосредственно рабочим платим 35-40 тысяч рублей, рабочей элите, грузчикам, водителям-грузчикам – больше. Есть проблема с набором новых рабочих, потому что наши колледжи выпускают небольшое количество профессиональных рабочих. Ребята, кто хорошо работают на кранах, уезжают на север за длинным рублём – мы не готовы дать зарплаты, которые там дают нефтяные компании. Так что есть переток, перетягивание квалифицированной рабочей силы. Это проблема, но мы справляемся. Сейчас у нас коллектив выровненный, вакансий нет, текучка кадров очень низкая – мы стараемся делать так, чтобы люди, которые работают у нас, чувствовали себя комфортно, создаём для них человеческие, хорошие условия.

Астраханский морской порт сегодня: новый транспорт, новые здания, много грузов – работа кипит!

photo_2023-01-16_17-14-51 (2).jpg

photo_2023-01-16_17-14-51.jpg

photo_2023-01-16_17-14-52 (2).jpg

photo_2023-01-16_17-14-52.jpg

photo_2023-01-16_17-14-53.jpg

photo_2023-01-16_17-14-54.jpgphoto_2023-01-16_17-14-54 (2).jpg

Бизнес и большая политика

– Вы затронули тему Ирана. Политическая ситуация у наших каспийских соседей каким-то образом влияет на деловые взаимоотношения с ними?

– В Иране были попытки дестабилизировать обстановку из-за наших западных, скажем так, оппонентов. На западе видят, что Россия приспособилась, что с теми санкциями, которые в отношении нас введены, мы достаточно успешно справляемся. У нашего государства есть партнёры, вот и начинаются действия по дискредитации власти в этих странах, по созданию проблем для того, чтобы лишить Россию международного транспортного коридора «Север-Юг».

От редакции: в сентябре-декабре минувшего года в Иране из-за провокации с жительницей провинции Курдистан прошли протесты и массовые беспорядки, в ходе которых, по некоторым данным, погибли 200 человек.

Кто с Россией, у тех сейчас проблемы: например, у Сербии – Косово расшатывают, у Ирана – курдов, и так далее. В Иране есть люди, которые за дружбу с Россией, есть люди, которые против, это нормально для общества, где у каждого свои взгляды. Руководство Ирана, и, я уверен, большинство народа – за продолжение и развитие хороших экономических отношений, ведь они дают свои плоды. Это выгодно всем сторонам, не только нам, но и нашим соседям по Каспийскому региону.

– Насколько возросла значимость работы Астраханского морского порта во взаимоотношениях России и других государств Прикаспия?

– В связи с тем, что Астрахань стала центром переработки грузов и одним из альтернативных маршрутов их доставки, роль нашего региона, как портового центра, возросла в несколько раз. На определённом этапе многие наши предприятия не были готовы к такому резкому росту, возникают некоторые трудности, но все они решаемы. Например, у нас в порту, даже несмотря на то, что мы постоянно проводим модернизацию и закуп техники, какое-то время не хватало даже погрузчиков, но мы этот вопрос быстро закрыли. Уверен, что в 2023 году роль Астрахани как портового города ещё более возрастёт.

Теки, река Волга

– Какая сегодня главная проблема Волги?

– У Волги, как основной транспортной артерии, есть проблемы по глубинам. И если в нашем регионе сейчас активно начали заниматься дноуглублением, то вверх по Волге тоже должны этим заняться. Надо понимать, что регионы сами с этой проблемой не справятся. Это надо решать консолидировано, с привлечением федерального центра. Наш губернатор Игорь Юрьевич Бабушкин недавно озвучивал концепцию по развитию Волжского пути. Помню из своего детства – продукты овощеводства, бахчеводства Астраханской области всегда возили баржами по Волге. Огромные объёмы: у каждого колхоза был свой колхозный причал, туда подходила секция баржи, её загружали, потом собирали эти секции в большой флот и везли его к месту реализации товаров. Поэтому ничего нового изобретать не надо.

Но и здесь, как это всегда бывает, ряд проблем. И они связаны не только с глубинами, но и с речным флотом. Есть его остатки от Советского Союза, но они устарели как морально, так и физически и в результате дают дополнительную финансовую нагрузку по ремонту и содержанию. Необходима модернизация и постройка речного флота. Речной флот – это не высокотехнологичное оборудование, это реальная история, которую мы можем осилить. И, если речной флот будет возрождён, то Астрахань станет центром не только коридора «Север-Юг», но и центром речной логистики по Волге, на берегах которой проживает более 44 млн человек.

По воде с ветерком

– Речные перевозки могут быть не только грузов, но и пассажиров…

– В своё время в Астрахани было огромное количество пассажирского флота. Недавно видел фото 17-й пристани, где в три-четыре ряда стояли пассажирские суда.

– А между ними лесенки перекидывались.

– Да-да. В минувшем году было совершено 80 судозаходов пассажирского флота в Астрахань. В советские времена их было 300. У нас есть, куда расти, тем более, с закрытием возможности выехать куда-то за рубеж отдых на комфортабельных судах востребован и в этом году планируется расти. Первый шаг сделан – в нашей области заканчивается постройка пассажирского судна «Пётр I»: его класс «река-море», и он может ходить и по Каспию. А это же интересней. Можно, допустим, в Волгограде сесть на него, выйти в Каспийское море, доплыть до Дербента, а, может, и до Баку, или даже до Ирана. Я сам с огромным удовольствием проплыл бы, чтобы, по крайней мере, для себя понимать, как выглядит Каспий.

Рука на пульсе региона

– Несколько слов о депутатской работе?

– Депутатская работа занимает основное моё время. Несмотря на то, что работаю в Москве, стараюсь быть постоянно в регионе. Сейчас у меня региональная неделя: завтра запланирована поездка в Приволжский район – мы с главой района поедем по строящимся, ремонтирующимся центрам дошкольной подготовки, посмотрим детские сады, ясли. В пятницу на мне Красный Яр, Красноярский район. Можно просто сидеть в кабинете и там делать приём, но у меня много энергии и желания видеть всё воочию. Одно дело, когда человек приходит и рассказывает, и другое, когда ты уже у него был и всё знаешь сам.

Например, с Красного Яра или Приволжского района придут и заявят, что там яслей не хватает, а я скажу: мы были в таком-то и таком-то селе, там строится вот это, здесь у нас вот так… В том же Приволжском районе мы с главой полдня в переездах, и есть возможность пообщаться, понять, какие проблемы района сейчас особенно актуальны для проживающих на его территории граждан. Ведь если взять, например, Камызякский район и Харабалинский, то проблемы там разные. Например, в Камызяке нет проблем с водой, а в Харабалях она есть. Зато в Харабалях недавно завершилась газификация района, этот вопрос там решён, а в Ахтубинске проблема газа до сих пор актуальна и будет скоро решена благодаря социальной газификации. Я знаю это потому, что езжу, потому что был и там, и там, говорил и там с главой и здесь с главой. Встречаюсь с людьми, ездим по школам, садам, клубам: там ФАПы открыли, здесь ещё что-то, тут дорогу поставили, там мост построили…

Понятно, что в какие-то детали, может быть, не влезаю, но общая картина для меня, как человека, представляющего наш регион в Федеральном Собрании, понятна. Я, по крайней мере, концептуально должен понимать, что и как – какие реально у нас задачи, проблемы и какие пути их решения. Потому что проблемы есть, но в процессе общения с людьми, которые на местах занимаются каждодневно текущими вопросами, они делятся опытом, как можно решить ту или иную проблему. Берёшь себе на заметку и применяешь далее.

– Ринат Зайдулаевич! Что для вас значит Астраханский морской порт?

– Вся жизнь и весь мой профессиональный путь связаны непосредственно с портом. И на протяжении уже более 25 лет я работаю здесь, и, безусловно, для меня это всё. Я один из немногих, кто знает и прошёл все этапы его становления. Начинал от простого экспедитора, на причале стоял, и прошёл по всей лестнице и всё видел, всё об этом знаю. Поэтому для меня это практически всё.

– Спасибо за беседу и успехов в работе на благо Астраханской области и России!

Интервью провёл Глеб Иванов

Редакция благодарит за содействие в подготовке интервью Александра Плесовских.

В подготовке материала использованы данные информационно-аналитической системы Seldon.Basis.