Конечно, я знаю не все. Возможно, «история астраханского рока» - это громко сказано, ибо я начну свое повествование с конца 80-х – начала 90-х годов, когда всерьез заинтересовался рок-движением в нашем городе.
Нет, я и до этого знал, что в природе существуют какие-то группы, однако не придавал этому большого значения. А возвратясь в 1990 году из рядов доблестных Вооруженных Сил, обнаружил, что у нас была рок-лаборатория, которая даже уже успела развалиться. Это меня немало огорчило.
Главными организаторами прибежища неформальной молодежи были Андрей Немиров и Сергей Дергачев. С образованием рок-лаборатории многие музыканты получили возможность показать свое творчество людям, найти свою публику. В объединение потянулись группы всех стилей и направлений: «Камыш и ветер» (арт-рок, нью-эйдж), «Дипсомания» (хард-н-хэви), «Империя равных» (хард-рок), «Хао. Д» (панк-рок), «Вне игры» (уайт металл), «Человеческий голос» (единственный представитель акустического рока). Тогда же в рок-лаборатории стала выходить самиздатовская газета «Моцарт и Сальери». Мне кажется, именно в это время и начал зарождаться астраханский рок с его концертами и записями, безденежьем и отсутствием хорошей технической базы. Но, просуществовав около двух лет и успев провести несколько фестивалей (куда приезжали команды из Барнаула, Волгограда, Воронежа, Томска, Курска и других городов России) и концерты местных команд памяти Джона Леннона, Боба Марли, Александра Башлачева, рок-лаборатория все-таки прекратила свое существование. Это случилось из-за разногласий между организаторами, финансовых проблем и, скорее всего, из-за слабого творческого взаимопонимания между коллективами.
После развала рок-лаборатории появилось очень много новых групп: «Бред-Хаус», «Бродячий оркестр», «Крестовый поход». Но так как организаторами концертов в этот период становились люди из тусовки, то не все административные работники шли с ними на контакт, боясь неадекватных действий со стороны зрителей. Примечательно, что примерно в это же время сформировалось и околомузыкальное окружение, куда входили художники, поэты и просто сочувствующие. Собирались они, в основном, на «Пушке» (сквер им. А.С. Пушкина). Туда же приходили музыканты после репетиций, а также молодые люди, которые только еще хотели стать музыкантами. Происходил обмен опытом, информацией, делились планами на будущее.
Все текло, все изменялось. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране стало другим и отношение к самодеятельным коллективам. Концерты проходили реже, так как надо было платить за аренду помещений, не было средств на аппаратуру. Названия, группы, составы, репетиционные точки менялись как в калейдоскопе. Началась черная полоса астраханского рока, команды уходили в еще более глубокое подполье. Так как не было возможности выступить, показать себя и свое творчество, то, соответственно, падал художественно-технический уровень групп. Разнообразие стилей кануло в Лету. Все поголовно становились панками и металлистами, поскольку для этого нужно было всего лишь знать пару-тройку аккордов и место нахождения ручки громкости на усилителе. Небольшой всплеск активности произошел летом 1992 года, когда на Молодежном проспекте МЦ «Галактика» были проведены рок-фестивали «Прорыв» и «Рок-причал». И тишина… аж до самого лета 93-го, когда на том же месте по инициативе того же самого человека – А.В. Тенишева (который, правда, к тому времени открыл собственную фирму «Проспект») был устроен еще один фест.
Опять затишье, но на этот раз период ожидания сократился до полугода. В это время случилось самое интересное событие в астраханской рок-жизни: в филармонии открылась молодежная студия, руководителем которой стал бывший лидер группы «Камыш и ветер» Вадим Щербаков. Под его руководством 24 декабря 1993 года был проведен фестиваль «Зимняя жизнь».
В студию принимались коллективы, которые на тот момент, среди засилья доморощенных панков и трешеров, представляли реальную силу: «TNT», «Эйфория», «Хао. Д» - вот, в принципе, и все. Остальным было тяжело пробиться в студию, поскольку нужно было иметь хорошую запись, дабы ее смогла прослушать компетентная художественная комиссия. Мало того, нужно было уметь отлично играть. Вот и попадались группы, которые «делали хорошую музыку, но играть не умели». И таким давали от ворот поворот до лучших времен – мол, учитесь сами, если научитесь – приходите, а если нет - так на это, как известно, и суда нет. И еще, конечно, играла свою роль перспектива – а можно ли творчество этой команды «продать» (о, да, меркантильное продюсерское отношение к наивным людям творчества уже добралось до нашего городка).
В то же время началось рождение музыкальных критиков и обозревателей. Участились статьи в молодежной газете «Комсомолец Каспия», «Горожанин», телевидение повернуло свой взгляд в сторону молодежных проблем. Казалось, что жизнь налаживается. В 94 году прошел второй фестиваль «Зимняя жизнь. Движение в сторону весны», появились новые имена: «Transcontinental Prophylactic», «Амальгама» (из сонма панков - самая настоящая панковская группа, к тому же и играющая неплохо), «Абстиненция», «Эмбрион Джокера». «Ну вот, сбылись наши чаяния!» - казалось всем. Не тут-то было. «Золотые» времена затронули далеко не всех.
.Однако оставшиеся «за бортом» продолжали работать руками и головами Среди множества (для нашего города пять-шесть групп - это уже много) бездарных команд попадались весьма интересные экземпляры. Но они опять так и не смогли пробиться на сцену филармонии, влача жалкое существование в подвалах и гаражах, иногда выползая из них и устраивая самим себе праздник. Два из них случились в гостинице «Турист» 13.05.95 и 6.06.95. Устроила их группа «Дипсомания» (очень старая группа в новом составе). В концертах участвовали те, кто не попал в официальные списки: «Jolly Roger», «Bumble Bee», «Адвокаты дьявола».
Летом 1995 прошли концерты в к/т «Космос», организованные В.Щербаковым, а с конца осени этого же года он устраивает несколько полуакустических концертов в СТД («Союз театральных деятелей», что на ул.Свердлова). За это время некоторые группы вылетели из состава молодежной студии, некоторые распались, появились другие (к сожалению, рождение происходило гораздо реже, чем распад): «Doom-Doom», «Генералы Песчаных Карьеров». Интересно, что к середине 90-х годов становится модным петь по-английски.
В феврале 96 года две наших группы, «TNT» и «Doom-Doom», поехали на V Поволжский фестиваль поп-музыки и современного танца «Teen Star» в город Казань. «Doom-Doom» занял там III место, что впечатляет.
Летом этого же года произошло грандиозное событие для нашего рока – большой концерт у стен кремля (в рамках президентской предвыборной кампании). Такого не случалось со времен рок-лаборатории и ее фестивалей с приглашением иногородних исполнителей. Правда, иногородних здесь не было, но зато собрался весь цвет филармонической рок-тусовки: «Bread-House», «TNT», «Jolly Roger» (единственные представители подполья), «Генералы Песчаных Карьеров», «Bumble Bee» (уже перешедшие под крыло студии), «Doom-Doom». Но данное мероприятие стало лебединой песней самого Вадима Щербакова. Вскоре после этого его из филармонии «попросили». Надвигалась еще одна черная полоса.
Около полугода - никаких движений на поверхности. В конце 96 года на месте Вадима Щербакова всплыл некий Дмитрий Ромохов, который стал рулевым «филармонических» команд. Пользуясь связями В.Щербакова, он завершил начатое им, и зимой прошло несколько концертов в клубе «Аквариум». Первый из них, посвященный пятилетию группы «Bread-House», был опять-таки отдан на откуп все той же филармонии. И лишь в последующие мероприятия в этом клубе, да и в стенах самой филармонии (уже в 1997 году) более либеральный и мягкотелый Ромохов допустил «людей со стороны» - опять зазвучали новые имена самых настырных: «Револьвер», «Нареч’ь’», «Dog Day Sunrise», «Меозит»…
Со временем «Револьвер» нашел себе пристанище все в той же филармонии, оттуда перебравшись под крыло Драматического театра. А на астраханской сцене стали появляться и другие представители подполья, да и концертов на какое-то время стало больше – были «облагодетельствованы» День города, День рыбака, День молодежи, День святого Валентина, Татьянин день и прочие календарные праздники. Подпольщики, которых все-таки не пускали на филармоническую сцену, тоже проявляли активность, проводя концерты для своих друзей и малочисленных поклонников. Примерно в это же время филармония отправляет свои группы на очередной фестиваль в Казань, и после поездки возит своих питомцев по Астраханской области.
Далее по накатанной, но с перепадами, растет благосостояние устроителей и некоторых команд, ветшают всевозможные организации, хватаясь за любую соломинку в виде концертов неформальных групп, у команд появляются бестолковые менеджеры (как же, это ведь так модно - быть менеджером). Появляются музыкальные магазины, студии звукозаписи (с большими ценами за свои услуги), очень быстро происходит компьютеризация, которая благотворно влияет на творческий процесс как в официальных структурах, так и в домашних условиях.
Станислав Чабыкин, написано в 2002 году.
"Факт и компромат" № 8, 02.03.2005 г.