Экономист Константин Двинский анализирует, на первый взгляд, экзотическое международное сотрудничество России, Белоруссии и стран африканского континента. Однако, как выясняется, наша страна нередко работала с Африкой не в одиночестве…
«В ходе переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в Санкт-Петербурге белорусский лидер обронил перед журналистами очень интересную фразу касаемо международной политики.
"Обсуждали мы и экономические проблемы, работу на азиатском континенте, в Африке, куда нас зовут. Владимир Владимирович знает, мы согласовывали мои поездки в Африку", – заявил Александр Григорьевич.
И расширение активности Минска на широких просторах Чёрного континента играет на руку Москве.
В феврале 2023-го Лукашенко посетил Зимбабве. В конце года провёл в ОАЭ встречи с главой Коморских островов и председателем Африканского союза, затем направился с официальными визитами в Экваториальную Гвинею и Кению. Нетрудно заметить, что эти страны, хоть и являются дружественными для России, но не выступают в качестве союзных, как государства Сахеля, освободившиеся от французского владычества. Любой визит представителя МО России или аффилированных структур вызвал бы резкую реакцию Запада. Возможно, даже экономические санкции в отношении африканских элит.
Белоруссия всё же не является настолько раздражающим для США фактором. Ей даже VISA и MasterCard не отрубили, чего уж говорить про блокировку контактов с африканскими странами (да-да, не стоит думать, что американские чиновники не упускают ничего из вида). Лукашенко выступает в качестве надёжного посланника Путина в странах Чёрного континента, которые стараются соблюдать нейтралитет. Та же Кения, к примеру, является регулярным участником собираемого Байденом "Саммита за демократию". С ней лучше работать деликатно, через посредников. Белорусы здесь очень даже в тему.
Да и вообще, если посмотреть на исторический опыт, мы работали с Африкой не в одиночестве. В 1950-е годы вместе с Советским Союзом активность разводила Китайская Народная Республика (ещё во времена дружбы между Москвой и Пекином). Впоследствии "напарником" СССР была Куба. В Анголе в 1975-1991 гг. воевали 380 тысяч (!) кубинских солдат и офицеров. Кастро отправил в общей сложности 1000 танков, 600 машин, 1600 артиллерийских орудий.
Конечно, посылать белорусские Вооружённые Силы в Африку нет никакой надобности, они должны надежно прикрывать западную границу. А вот содействие в дипломатической сфере и посредничество при торговых сделках очень даже подойдёт».