Все по привычке ждали от послания Президента к Федеральному Собранию сюрпризов.
И хотя многое в нем было интересно, казалось, выступление подходит к концу. Как вдруг Путин заявил следующее: «Вынужден заявить сегодня о том, что Россия приостанавливает своё участие в договоре о стратегических наступательных вооружениях. Повторю: не выходит из договора, нет, а именно приостанавливает своё участие».
Перед этим заявлением прозвучало, что страны НАТО фактически уже вовлечены в конфликт на Украине, а их руководство (и руководство альянса) – прямо заявляют о необходимости обеспечения стратегического поражения РФ.
Потому, как далее означил Президент, необходимо понять каким образом в соглашении будут учитываться ядерные арсеналы Франции и Великобритании. Кроме того, Росатому и МО поручено подготовиться к проведению испытаний ЯО, поскольку супостаты говорят о своих планах испытания возобновить. То есть подвешен и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (подписанный ключевыми ядерными державами в 1996 году).
Напомним, ДСНВ-3 продлили на 5 лет на текущих условиях в январе 2021 года. То есть истекало соглашение в феврале 2026.
Учитывая, что с момента его заключения многое поменялось, если бы не СВО – стороны уже скорее всего вели бы переговоры о последующей пролонгации СНВ или заключении СНВ-4.
Теперь мы фактически говорим, что «на время» договор приостановили. Это, вероятно, коснется не только инспекций, но и обмена телеметрическими данными о пусках. И других деталей. Основная из которых, судя по всему – мы можем наращивать число носителей (не так просто и быстро) и боевых блоков (ББ) на боевом дежурстве – за пределы установленного СНВ-3 лимита в 1550 ББ.
Трактовать подобное можно различным образом. Наиболее алармистский вариант – мы будем наращивать число ББ на БД за счёт «возвратного потенциала» – устанавливая на носители, несущие дежурство с сокращённым числом ББ, их штатный максимум. Если это так - а доподлинно подобное утверждать, если мы специально открыто об этом не заявим, невозможно – мы переходим в особый период (без применения спец. терминологии). То есть ускоренно готовимся к возможной ядерной войне.
Но скорее это, всё же, угроза и демонстрация намерений, призванная всё-таки включить мозги у оппонентов. И конечно же учесть наши интересы. В чём сразу видятся сложности – если мы призываем «подключить» к новому СНВ Великобританию и Францию, США едва ли откажут себе в том, чтобы включить в него как минимум Китай (остальные владельцы ЯО для Вашингтона не столь интересны). Захотят ли все вышеперечисленные в этом участвовать и какой будет режим – сплошные вопросы.
Переговоры по столь значимому соглашению могут длиться годами, а сроки уже весьма сжатые. Это только кажется, что ещё «целых три года».
И СВО, и противостояние Россия-Запад никто не отменял, и выйти на внятные договорённости будет весьма непросто.
Скажем, у нас есть передовые вооружения (читай гиперзвуковой маневрирующий «Авангард», и таинственный подводный «Посейдон») – они должны каким-то образом быть учтены, при том, что у других стран такого нет? Или наши западные «друзья» в своей традиционной манере предложат нам включит в договор тактическое ЯО, которого у нас больше всех остальных вместе взятых. А нам это зачем?
Шансов на то, что новый договор состоится до окончания сроков старого - очень мало. Так что «приостановка» – это по сути отложенный выход. Мир однозначно стал ещё менее определенным, а угроза наиболее катастрофического сценария – выросла. Посмотрим, как на это среагируют наши враги.
Telegram-канал «Боевой листок»